Как стать пилотом пассажирского самолета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать пилотом пассажирского самолета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.
Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается
Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.
Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.
Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.
Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается
История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.
Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.
Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.
Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.
Ещё не один раз придётся переучиваться, повышать свою категорию, новые звания. Для этого, можно пройти через курсы пилотирования для пилотов гражданской авиации. Опытный лётчик, в роли старшего товарища будет учить всему, что знает по своему опыту работы на воздушных судах. А дальше всё будет зависеть от обучающегося – если он воспринимает информацию, запоминает ее хорошо, то повышение будет не за горами.
В поисках школы можно обратиться за советом к старшим товарищам – они проходили через процесс «повышения квалификации» и подскажут место недалеко от места работы, где работают хорошие, опытные инструкторы.
Если авиакомпания устроила учебное отделение – это вообще прекрасный расклад дел.
Профессии в гражданской и военной авиации
Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.
К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.
Карьерные перспективы и зарплата пилотов в России
После вуза пилот гражданской авиации, начинает карьеру с должности второго пилота. Перейти на должность командира воздушного судна (КВС) можно только после 1,5 тысячи часов полета и сдачи квалификационного экзамена.
Карьера зависит только от амбиций пилота. Можно до пенсии оставаться командиром воздушного судна. Некоторые специалисты работают пилотами-инструкторами, руководителями полетов или занимают управленческую должность.
Зарплата пилотов в России зависит от авиакомпании, стажа и других факторов. Больший оклад у линейных летчиков, особенно на международных направлениях. Наименьшая зарплата у пилотов в России, выполняющих рейсы по внутренним направлениям. Чаще этим занимаются молодые специалисты, не имеющие достаточного рабочего стажа.
Наибольшая зарплата пилота в России по данным интернет-сервисов по поиску сотрудников:
- Командир воздушных судов (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 650 000 рублей.
- Второй пилот ВС (В737NG, А320, А330, В777, SSJ100) — до 270000 рублей.
Нижний порог зарплаты пилота гражданской авиации после обучения в вузе России не установлен, так как он зависит от множества факторов.
История специальности
«А мне летать охота» — древнее как мир желание человека оторваться от земли. Пример птиц всегда казался людям заоблачной мечтой, но герои, пытавшиеся летать, появлялись постоянно, начиная с Древнего Китая, Греции и других цивилизаций. Энтузиасты конструировали крылья, надевали их на себя и смело шагали с крыш, башен и других возвышенностей. Полеты длились недолго, совершались не вверх, а вниз, и не всегда заканчивались благополучно. Но это не останавливало их последователей.
Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.
Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать?
Согласно Воздушному Кодексу РФ гражданская авиация — это вид авиации, который используется для коммерческих воздушных перевозок. Она обеспечивает потребности граждан и экономики страны.
Первый в мире полет с пассажирами на борту был совершён в далеком 1911 году. Пассажиры того рейса вылетели из Лондона, пробыли в небе 3,5 часа и прибыли в Париж в целости и сохранности, ознаменовав собой начало эпохи развития воздушного транспорта.
С тех пор гражданская авиация стала не только самым быстрым и надежным видом транспорта, но и популярной среди молодых людей профессией. Стали появляться специализированные учебные заведения, готовившие пилотов гражданской авиации, появилось множество специальностей и направлений подготовки.
Как поступить в лётное училище гражданской авиации после 11 класса?
Авиация требует большого количества квалифицированных специалистов. Чтобы полет прошел успешно и безопасно необходим не только хорошо обученный пилот, но и специалист по телекоммуникационным системам, который следит за безопасностью системы связи, организатор воздушного движения, который планирует время вылета/ прибытия и следит за организацией полета, а также ряд других важных специалистов.
Есть 3 основных места, где проводит обучение пилотированию и выдача лётных свидетельств (лицензии на право управления самолётом/вертолётом). Это лётное училище (высшее или средне-техническое учебное заведение), академия гражданской авиации (вуз) и коммерческие аэроклубы. После обучения в лётном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что даёт ему возможность осуществлять коммерческие полёты.
Расскажем о профилях подготовки в ссузах и вузах (жирным в таблицах выделены направления для пилотов).
Как стать пилотом в России в 30 лет
30 лет – это предельный возраст для тех, кто думает о небе. Поэтому во многие высшие учебные заведения для них дорога уже закрыта. Единственным выходом из ситуации является поступление в частный аэроклуб. Выбирать желательно крупную школу, которая имеет возможность выдавать лицензии и присваивать летные квалификации.
Но процесс это довольно длительный, так как изначально «студент» получит сертификат любителя, не дающий право совершать перевозку пассажиров на коммерческой основе. При продолжении обучения летчик получит квалификацию следующих типов:
- коммерческая – она дает право на работу в авиакомпании;
- линейная – такому специалисту подвластны авиалайнеры любого типа.
В процессе учебы в аэроклубе дается большое количество практических занятий. В результате специалист получает бесценный опыт и часы налета, который в 90% случаев превышают показатели выпускников ВУЗов. Найти работу такому летчику будет несложно.
Основные обязанности пилотов гражданской авиации
Работа летчика предполагает управление разными типами воздушных кораблей
Важно отметить, что к категории летательных аппаратов относятся и вертолеты. Для получения доступа к пилотированию таких машин необходимо получить соответствующий сертификат
Рассматриваемая специальность сочетает в себе несколько должностных позиций.
Как правило, новички в этой сфере начинают работу в должности второго пилота. Получить статус командира воздушного судна можно лишь при условии наличия определенного количества летных часов. Перечень задач летчиков включает в себя взлет, пилотирование и посадку воздушного судна. На протяжении всего этого процесса члены экипажа должны контролировать работу электроники. Следует понимать, что от профессионализма работников авиации зависят здоровье и жизни клиентов авиакомпании.
Самые главные навыки, которыми должны обладать летчики, относятся к летательным аппаратам.
Специалисты должны знать особенности строения и технические характеристики вверенных им летательных аппаратов, а также уметь ими управлять.
Знание английского языка не обязательно, но будет плюсом. Оно открывает дополнительные возможности. С английским языком лётчик сможет работать в международных рейсах.
Не менее важны личные качества пилота:
- ответственность,
- стрессоустойчивость,
- мгновенная реакция,
- пунктуальность,
- терпеливость,
- умение анализировать,
- задатки лидера,
- усидчивость,
- решительность,
- внимательность.
Также нужно быть готовым к тому, что придется заполнять много документов.
Лучшие вузы в РФ по обучению пилотов
Чтобы поступить в вузы для обучения по программе подготовки пилотов гражданской авиации, необходимо сдать ЕГЭ: русский язык, профильную математику и физику. Выпускники профессиональных училищ могут вместо ЕГЭ сдавать собственные вступительные экзамены института, которые проводятся в формате тестов.
Помимо этого, необходимо предоставить справку о состоянии здоровья и пройти испытания на физическую подготовку.
Лучшими авиационными вузами страны считаются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, Иркутский филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации.
Средний проходной балл на бюджет в авиационные институты составляет 190-200, для поступления необходимо сдать русский язык, профильную математику и физику. Годовая стоимость обучения составляет 170-200 тысяч рублей.
Лицензирование деятельности пилота
Существует 4 основные авиационные лицензии, а также «Рейтинги» – особые дополнения. Основные виды лицензий:
- PRIVATE PILOT LICENSE (PPL) – лицензия частного пилота. Дает возможность выполнять небольшие перелеты на собственном или арендованном самолете и строго запрещает любые виды коммерческой деятельности.
- COMMERCIAL PILOT LICENSE (CPL) – лицензия пилота коммерческого самолета. Дает возможность летать с пассажирами за «вознаграждение» и быть капитаном в небольших чартерных компаниях либо вторым пилотом в крупных рейсах.
- CERTIFIED FLIGHT INSTRUCTOR LICENSE (CFI) – лицензия инструктора и летчика-испытателя, которая дает возможность обучать других пилотов и назначать их квалификацию в соответствии с этой градацией. Пилот с этой лицензией допускается до управления воздушным судном только при наличии лицензии частного или коммерческого пилота.
- AIRLINE TRANSPORT PILOT LICENSE (ATPL) – дает возможность быть командиром воздушного судна в крупных международных авиакомпаниях и может быть получена после получения CPL либо CFI.
Основные виды рейтингов:
- INSTRUMENT RATING (IR) – инструмент-рейтинг, на русском чаще называется «Полет по приборам», либо «ППП». Дает возможность управлять ВС в условиях недостаточной видимости, ориентируясь только на показания бортовых приборов. Может быть прикреплена к лицензии PPL, CPL или
- MULTI-ENGINE RATING (ME) – дает возможность управлять самолетом с двумя и более моторами. Может быть «прикреплена» к PPL, CPL или
- TYPE-RATING (TR) – получение тайп-рейтинга необходимо для управления самолетом выбранного типа. Также необходимо для работы с самолетом весом более 5700 килограмм либо с любым количеством турбореактивных двигателей. Необходимо наличие PPL, CPL или CFI.
Женщины-пилоты гражданской авиации РФ
Обучение женщин-пилотов никак не отличается от мужского. У них даже есть некоторые льготы при поступлении – физические нормативы более лояльны. Однако до сих пор остается существенная предвзятость к девушкам за штурвалом самолета.
Пассажиры, когда видят после трапа пилота в юбке, начинают выказывать свою настороженность. Помимо них, предвзято относиться могут и другие члены экипажа, которые постоянно меняются. Это авиакомпании делают, чтобы пилоты не могли сдружиться и внимательнее следили за действиями друг друга.
Прекрасными примерами современных женщин-пилотов являются Мария Уваровская, Ольга Кирсанова и Мария Федорова.
Ольгу Кирсанову со скандалом уволили из авиакомпании, потому что она долгое время скрывала факт своей беременности, даже когда переучивалась на другой тип самолета. После декретного отпуска она устроилась обратно на работу в «Аэрофлот».
Еще одним существенным препятствием на пути к работе в небе являются близкие. Семьи часто крайне негативно относятся к выбору профессии своих дочерей.
Что нужно, чтобы стать пилотом
Чтобы стать пилотом, необходимо получить соответствующее образование и научиться управлять самолетом.
Помимо частных школ, которые предоставляют учебные курсы на платной основе, получить специальность пилота можно в средних профессиональных или высших учебных заведениях.
К средним профессиональным учебным заведениям относятся летные училище, а к высшим — институты, университеты и академии гражданской авиации.
После получения образования необходимо налетать определенное количество часов, также при устройстве в крупные компании приходится проходить дополнительное обучение.
Поступление на соответствующее направление обучения отличается от поступления в обычные вузы.
Пакет документов, который необходимо подать в приемную комиссию, включает, помимо стандартных документов (аттестат, документы, удостоверяющие личность, заявление на поступление, анкета) также справку ВЛЭК, поэтому врачебно-летную экспертную комиссию необходимо начинать проходить уже в апреле.
Важно!
Профессиональные пилоты тоже проходят комиссию для проверки здоровья регулярно, в том числе, при устройстве на работу.
Получившие справку ВЛЭК соискатели должны пройти профотбор.
Профессиональный отбор заключается в прохождении ряда тестов, вопросы которых соответствуют программе средней школы. На тестирование выделяют 3–4 часа.
Чтобы быть уверенным в правильном выполнении всех заданий, желательно заранее потренироваться на типовых заданиях, которые можно найти в интернете.
Профотбор можно проходить при прохождении ВЛЭК либо в летном училище. Задания не отличаются.
Если результаты недостаточно высокие, тест на профотбор можно сдать еще раз.
Интересно!
Проходной балл равен 43, максимальный — 60.
После успешного прохождения этих этапов, необходимо предоставить документы в приемную комиссию. Полный состав пакета документов необходимо уточнить в учебном заведении. После приема документов данные соискателей заносят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре.
Эти испытания в разных учебных заведениях могут немного различаться.
Обычно соискателям предлагают следующие типы испытаний:
- стометровка на время;
- бег 1 и 3 км на время;
- разгибание рук в упоре лежа;
- подтягивание на перекладине;
- поднимание ног к перекладине из виса;
- подъем туловища из положения лежа.
Если сданы все нормативы, претендент проходит по конкурсу, после чего можно ждать зачисления на учебу.
Важно!
Положительно повлиять на поступление на бюджет могут следующие факторы:
- высокий средний балл по четырем предметам (русский язык, математика, физика, иностранный язык);
- высокий средний балл аттестата;
- целевой прием (за учебу платит компания, в которой соискатель будет работать после обучения);
- наличие достижений в учебе и спорте;
- ГТО;
- высокая степень годности по результатам профотбора (всего есть три степени годности — «не рекомендован к зачислению», «рекомендован к зачислению», «рекомендован в первую очередь»);
- ранняя подача документов.
Конкурсы в летные училища достаточно высокие, например, в наиболее престижных летных училищах России БЛУГА и СЛУГА конкурс при поступлении составляет порядка 7 человек на место.
Авиационные приборы и комплексы специальность
Чтобы освоить эту специальность необходимо разбираться в точных науках и дисциплинах как говорится без математического анализа и физики авиационные приборы и комплексы специальность может оказаться не по зубам будущему студенту авиастроителю.
Также при выборе этой специальности необходимо будет научиться читать и выполнять чертежи и схемы, ознакомиться с различными видами механизмов, научиться работать с испытательным оборудованием и заполнять по ГОСТу техническую документацию.
Мы рассмотрели специальности в авиастроительной промышленности, которые можно получить на базе авиационного колледжа (техникума), теперь же рассмотрим специальности которые можно получить после получения полного среднего образования в авиационных институтах страны.
Требования к специалистам
С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.
Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:
- ответственность;
- внимательность;
- сосредоточенность;
- хорошая реакция;
- устойчивая психика;
- аналитический склад мышления;
- умение быстро принимать решения;
- хладнокровие в «горячих» ситуациях.
Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.
Выпускник летного училища или авиационного института должен:
- иметь не менее 150 часов учебных полетов;
- налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
- получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
- получить заключение медкомиссии.
В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.