Если в семье появился второй ребенок (советы психолога родителям)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если в семье появился второй ребенок (советы психолога родителям)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Австрийский врач и психолог Альфред Адлер полагал, что дети, имеющие общих родителей, но отличающиеся по возрасту и полу, развиваются в разных условиях, даже если папа и мама никого из них не выделяют. Например, вам кажется, что отношение к старшему ребенку с появлением на свет младшего не изменилось. Вы уделяете ему столько же внимания, сколько и раньше. Вы не лишили его прежних привилегий. Не предъявляете к нему новых требований. Вы любите его ничуть не меньше, чем до рождения второго ребенка. Все это необходимые для гармоничного развития личности ваших сына или дочки условия.

Причины и следствия родительской установки

К сожалению, часто папы и мамы не только не помогают своим детям стать дружными, но и мешают. Конечно, вряд ли существуют родители, которые желают зла своему ребенку. Но многие делают это неосознанно. Например, задумывались ли вы о том, что то, как сложатся отношения между детьми в семье, во многом определяется еще задолго до рождения второго ребенка? Основа будущей дружбы или вражды между старшим и младшим закладывается не в тот момент, когда вы приносите в дом малыша, а когда вы принимаете решение родить еще одного ребенка. Многое зависит от того, как вы ответите на вопрос: что побудило вас завести второго ребенка? Этот вопрос не так прост, как может показаться, и ответ на него отнюдь не очевиден.

Родители боятся почувствовать себя «ненужными» ребенку. Ребенок подрос. Его все больше привлекает полный неизведанного окружающий мир. Он нередко предпочитает проводить время в обществе других детей, а не с мамой и папой. У него появились занятия и секреты, в которые он не считает нужным посвящать родителей. Еще совсем недавно он был таким беспомощным, а теперь заботливая, готовая все для него сделать мама постоянно слышит: «Уйди, я сам!», «Я знаю!»

Одна мама, отвечая на вопрос психолога о том, хорошо ли адаптировалась к детскому садику ее пятилетняя дочь, со слезами на глазах сказала: «Даже слишком хорошо. Утром прямо бегом бежит. И сразу в группу, даже со мной не попрощается. Зато вечером не могу уговорить домой пойти. Я спешу с работы, чтобы поскорее ее увидеть, а она мне: „Как жалко, что ты уже пришла за мной!“ Получается, что мама уже не нужна. Пять лет была нужна, а теперь вот — нет». Такое стремление сына или дочки к самостоятельности может привести к возникновению у родителей чувства «ненужности» ребенку и подтолкнуть их к принятию решения завести второго малыша. Ведь тогда в доме снова будет маленький, который во всем зависит от мамы с папой и принадлежит только им. А родители смогут снова наслаждаться чувством собственной важности и незаменимости.

Мир ребенка четырех-пяти лет действительно уже не ограничивается папой и мамой. Однако это не означает, что вы стали менее важны для своего малыша. Он, несомненно, по-прежнему любит вас. А в вашей заботе нуждается больше, чем когда-либо ранее. Ведь в большом и незнакомом мире его подстерегает столько трудностей и опасностей! Ваши сын или дочка хотят все делать сами, но пока мало что действительно могут. Родители, которые, поддавшись иллюзии полной самостоятельности старшего ребенка, перенесут свои заботы на младшего, могут столкнуться со следующими трудностями.

Главное — не впадайте в крайности. Случается, что родители начинают излишне баловать старшего ребёнка, чтобы он не чувствовал себя ущербным, задаривать его новыми игрушками. Или же наоборот — игнорируют, всё время проводя с маленьким. Ни то ни другое неприемлемо. Вот послушайте, что советуют опытные психологи:

  • Постоянно повторяйте ребёнку, что без его помощи вы с папой ну просто никуда. Приобщайте его к совместным делам с малюткой. Просите принести чистый памперс, покачать или повезти на улице коляску, ходите вместе на молочную кухню.
  • Вместе покупайте обновки маленькому, но не забывайте при этом и поощрить старшего сладостями или новой игрушкой. Он непременно оценит, что вы с ним советуетесь, почувствует собственную важность и гордость.
  • Когда принесёте новорожденного из роддома, познакомьте деток. Пусть первенец потрогает крошечные пальчики, даст выпавшую пустышку крохе, погладит его по щёчке, поможет искупать. Тактильный контакт очень важен. «Родня» должна узнавать друг друга на ощупь с первого же дня.
  • Каждый порыв первого ребёнка позаботиться о малыше, чем-то помочь вам, должен поощряться. А вот заставлять что-то делать не следует. Если видите, что ваш взрослый, но ещё такой маленький помощник устал, погладьте его по голове и скажите: «Ты сегодня молодец, так мне помог, а теперь отдохни немного».
  • Если первый малыш проявляет ревность и даже агрессию в отношении второго, старайтесь реагировать на это адекватно. Не раздражайтесь, не шлёпайте по попе, лучше сядьте и спокойно поговорите, лучше на отвлечённые темы. Иногда старшенькому нужно больше внимания, чем крохе, особенно на первых порах. «Я очень расстроена твоим поведением, но я тебя понимаю и люблю», — так вы должны рассуждать вслух с первым ребёнком.
  • Не забывайте о ласково- «трогательных» моментах. Сажайте старшего на колени, читайте вместе сказки, целуйте, прижимайте к себе. Ваша нежность даст ему уверенность, что с появлением крохи, вы не стали любить его меньше.

С любовью все вместе!

  • Приобщайте первенца в уходе за младшим (не командами, а просьбами).Рассказывайте, как это происходило с ним. Не сравнивайте – это хорошо/это плохо, с тобой было легче/тяжелее. Лучше будет, если вы расскажете, что все происходило ТАКЖЕ.
  • Хвалите ребенка за помощь! Говорите, что он замечательный старший брат/сестра! Благодарите!
  • Показывайте, как они похожи между собой!
  • Рассказывайте, что будет происходить в будущем, когда малыш подрастет. О совместных играх и интересных вещах, которые можно делать вдвоем! О том, как им будет весело вместе.
  • Если старший попросит уложить его в пеленку и укачать или дать соску или еще что-то – не скупитесь, дайте. Поиграйте с ним. Но проговаривайте, что мы сейчас поиграем в ТЕБЯ, МАЛЕНЬКОГО, а потом ты вновь станешь собой. (Это тот момент, когда ребенок хочет, чтобы его также потискали и приласкали. Не нужно ругать его за это, мол, ты уже большой. Побыть немного маленьким полезно всем. Даже взрослым).
  • Приобретите слинг. Чтобы играть со старшим ребенком и при этом «держать при себе» младшего.
  • Целуйте и обнимайте старшего так часто, как он об этом просит (и тем более, без спроса). Говорите, что «маленький» тоже его любит. За ручку ухватился – потому что любит! Улыбнулся тебе – потому что любит! Ваш первенец с удовольствием будет «возиться» с младшим, зная, что у них любовь!

Что бы ни говорили, второй ребенок в семье – всегда дополнительные хлопоты, и первые месяцы появления второго малыша в доме довольно сложные. Ведь ритм вашей жизни снова изменился, и к прежним обязанностям, от которых вас никто не освобождал, добавляется уход за младенцем, недосып и сложности передвижения в пространстве с двумя детьми. Радует только то, что вас не пугает малейший писк младенца, и вы хладнокровно ставите при прорезывании зубов свечку нурофена, а при коликах – заблаговременно даете эспумизан, не пытаясь вызвать в два часа ночи скорую.

Однако все же жизнь меняется, и к этому следует быть готовым. Есть сложности, но есть и пути их решения.

  • Смена режима. Ожидаемо, что новорожденный будет существовать в своем особом режиме, который чередует периоды сна с периодами кормления. И как раз то время, пока второй ребенок не пополз и не стал требовать особого внимания – отличная возможность скорректировать планирование дня всей семьи. Стоит разобраться, кто ведет в садик или школу старшее чадо, какое время вы сможете выделять для домашних дел, определиться с теми семейными традициями, которые необходимо сохранить и те, от которых стоит отказаться при новом образе жизни. Следует определиться – по силам ли вам будет продолжать водить первенца на секции и кружки, а если нет – то есть ли кто-то, на кого можно переложить эту миссию.
  • Ограниченность передвижений. Это с одним ребенком все просто – взял за руку или на руки и пошел куда нужно. А вот направиться куда-либо одной с двумя детьми – своеобразный подвиг. Вам следует заранее определиться с различными вспомогательными приспособлениями, наподобие кенгуру, слингов, приставок к коляскам, записать номер такси с установленными детскими креслами, а может – даже сесть, наконец, за руль. Так же лучше постараться установить (хотя это на грани фантастики) со старшим ребенком правила поведения в общественных местах. Ведь все нюансы басни «лебедь, рак и щука» будут вами опробованы на собственной семье.
  • Домашние хлопоты. Разумеется, их стало больше. Увеличился оборот стирки, глажки, готовки. Иногда кажется, что это бесконечная череда, конца и края которой нет, а ведь времени на выполнение хозяйственных дел как раз наоборот стало меньше. Однако на помощь приходят современные технические и интеллектуальные достижения. Используйте модные гаджеты: мультиварки, радионяни, шезлонги и качельки, памперсы и контейнеры для заморозки грудного молока, посудомоечные машины, стиральные машины. Делайте домашние заморозки, используйте полуфабрикаты, найдите простые и быстрые рецепты. Освойте заказ продуктов и вещей через интернет с доставкой на дом, если у вас вдруг закончились влажные салфетки, или подгузники, или нужны новые сапоги. Ознакомьтесь с основами тайм-менеджмента для мам, системой «флай леди», и другими современными способами организоваться в условиях острой нехватки свободного времени. Кстати!
  • Свободное время. Не, не слышали о таком – рассмеются мамы двоих детей. И действительно, времени посмотреть в кино новый фильм, накрасить ногти или сходить в ресторан катастрофически не хватает. Просто под наплывом всевозможных семейных дел уделять время своим увлечениям или хобби кажется преступлением. Но всегда стоит остановиться и осознать, что это – наша жизнь, и она именно сейчас, а не когда-нибудь. А отказывая себе в маленьких удовольствиях, и реализации своих собственных потребностей, вы только будете накапливать раздражение и неудовлетворенность. Обязательно выкраивайте минут 30 в день на то, что хотите именно вы!

Взаимоотношения старшего и младшего ребенка

Второй ребенок изначально явился в ваш дом по воле мамы и папы, а никак не их первенца. Возможно, реакция старшего ребенка будет далека от позитивной, может появляться ревность, чрезмерное любопытство, нежелание делиться вниманием и чувствами родителей, а так же территорией и игрушками. А может со стороны младшего следовать ябедничество, провокации, капризы и излишняя подражательность. А может – отношения детей, при тщательной подготовке и правильной пропаганде, будут близки к идеальным. Как бы ни сложилось, в любом случае дети будут искать способы общения, пути взаимодействия друг с другом, учиться договариваться и находить компромиссы. Главное – помочь им, направляя в нужное русло и устраняя возможные причины конфликтов.

Одна из самых ярких причин того, почему отношения между вашими детьми довольно конфликтны – это недостаток любви, а главное – дефицит внимания. Чаще всего этого не дополучают старшие дети, но бывает и наоборот. Оптимальным решением становится выделение для каждого из детей своего персонального времени, которое принадлежит только ему.

Например, пару раз в неделю мама со старшим ребенком могут пойти на кухню и полчаса поговорить, вместе заняться тем, чем пожелает сам ребенок, и в этот период все позитивное внимание мамы будет направлено только на него. В это же время папа принадлежит целиком и полностью младшему чаду. Потом – поменяйтесь детьми. Как замечено психологами и педагогами, главное – ни сколько времени вы уделили ребенку, а как вы его провели. Важно не количество, а качество. Если после проведенного вместе получаса каждый ребенок насытился вашим вниманием, чувствует себя нужным и любимым – то, значит, вы все делаете правильно.

А после можно собраться вместе и получить еще большее удовольствие от общения всей семьей. И дети не ругаются и не ссорятся – им становится вместе хорошо.

Помощник. Психологи рекомендуют во время подготовки чада к прибавлению в семействе использовать примерно такие аргументы:

Скажите своему старшему ребенку, что он многому уже научился, и как было бы здорово, если бы он смог научить чему-нибудь еще одного человека, пока еще ничего не умеющего.

Таким образом вы сможете дать дошкольнику почувствовать ту ответственность, с которой он в силах справиться и к тому же это его сильно обрадует, ведь еще считают умным и способным научить другого человека всем тем навыкам, что он уже приобрел.

Говорите ему о том, что второй ребенок в семье станет ему другом, с которым можно играть и веселиться. Но обязательно подчеркните, что не сразу, первым делом младенца нужно будет научить разным вещам.

Иначе старший ребенок сильно разочаруется, когда поймет, что с малюткой еще нельзя играть, ведь он так ждал этого.

Можно радостно заявлять, как это весело и интересно, когда в семье еще появляются люди – вместе веселее.

Тем не менее, если разница в возрасте между братьями или сетсрами довольно большая, то процесс воспитания происходит строго индивидуально, поскольку у вас две личности, два человека.

Естественно, у каждого будут свои предпочтения, цели и интересы и этот факт обязательно следует учитывать.

Уделяйте время старшему

Конечно, первые месяцы жизни младенца требуют от мамы максимум внимания, тем не менее, старший тоже в нем очень нуждается. Прекрасно, если у вас есть помощники, готовые хоть раз в день погулять с коляской, это время посвятите старшему, пусть он почувствует, что мама все еще его мама и по прежнему любит его. Неплохой вариант и совместные прогулки – можно под контролем дать ребенку повезти коляску с маленьким, дать задание, понаблюдать, чтобы он не раскрылся или не заплакал. Опытные мамы говорят – чем больше времени старший проводит с младшим, тем быстрее он учится сосуществованию, перестает воспринимать малыша как конкурента и раньше появятся нежные чувства.

Читайте также:  Доверенность на получение страхового свидетельства

Но переживая за чувства первенца, старайтесь не перегнуть палку, малыш должен привыкать к тому, что теперь вы делите внимание на двоих. И не стоит ожидать, что братская любовь возникнет сразу – скорее всего, родственные и нежные чувства появятся попозже, а когда, зависит от вашего поведения и возраста старшего ребенка.

Мамино время: нет причин для ревности

Того обстоятельства, что новорожденный малыш отнимает много сил, не изменишь. Но старший не виноват в постоянной занятости родителей. Он не должен довольствоваться оставшимися «крохами» свободного маминого времени. Ему жизненно необходимо продолжать с ней общаться, чтобы ничего не отвлекало от им двоим принадлежащих «секретов».

Родителям важно знать, что час в день они должны посвящать только старшему ребенку. Это может быть мамин час. Или договоритесь делать это по очереди. Лучшее время — перед сном, когда ребенок эмоционально настроен на спокойное общение. Обсуждайте произошедшее за день, говорите о поведении, но не сравнивайте его при этом с другими ребятами. Важно говорить о нем, как об отдельной личности. Такое общение усиливает взаимную любовь, ребенок успокаивается и засыпает.

Стандартные ошибки родителей: как подготовить ребенка к рождению второго без создания иллюзий

  • Ошибка первая: ожидать от ребенка радости. Радуясь в ожидании второго ребенка, родители полагают, что старший ребенок их поддержит: что он с удовольствием будет ходить с ними по детским магазинам и покупать малышовые вещи, готовить детскую комнату, что он отдаст часть своих игрушек и будет радоваться появлению малыша. Однако чаще всего старшие дети вовсе не рады приходу брата или сестры. И родители расстраиваются, что их ожидания не совпали с тем, что на самом деле чувствует, говорит или проявляет старший ребенок.
  • Ошибка вторая: спрашивать, хочет ли ребенок брата или сестру. Получая в ответ «нет», родители не знают — что с этим делать дальше. Загнанные в угол, родители начинают уговаривать старшего: «Ну это же так здорово, у тебя будет братик…». И чем дольше они уговаривают, тем большее сопротивление оказывает старший. По этой причине к моменту рождения младшего старший уже не может ему радоваться, ведь на протяжении нескольких месяцев он так активно сопротивлялся.

Ребенок родился: ошибки, которые не стоит повторять родителям

  • Все запрещать и ограничивать: старшему теперь нельзя громко разговаривать, бегать и еще много разных «нельзя». На самом деле, младший ребенок прекрасно «впишется» в любую шумовую ситуацию, которая будет в семье, ведь его способности к адаптации очень высоки.
  • Уделять младшему в разы больше внимания, чем старшему. Эту ошибку обычно совершает не только мама, но и вся семья одновременно. В сторону старшего теперь поворачиваются только с тем, чтобы что-то запретить. Как ее не допустить? Пусть младшим занимается только один взрослый. И если мама кормит или пеленает малыша, другой член семьи в этот момент обязан заняться старшим ребенком.

«Взрослый ребенок» — какой он?

Инфантильность мужчины может прятаться за разнообразными формами поведения:

  • уход от ответственности – отказ от принятия важных решений, выполнения бытовых обязанностей и ухода за малышом;
  • отсутствие инициативы в домашних делах, жизни семьи, досуге и других аспектах;
  • игнорирование – уход от разговора, нежелание решать конфликт, молчание;
  • выжидающая позиция – отсутствие активности в решении задач, коснувшихся благополучия семьи;
  • повышенная потребность в заботе, внимании, бытовая несамостоятельность;
  • отсутствие дохода, нежелание работать или тратить средства на нужды семьи.

Чем поможет психотерапия?

Специалист выяснит причины сформировавшихся качеств и обозначит те сферы жизни, в которых они наиболее проявляют себя. Результаты, которые получит семья, полностью зависят от того, к чему хотят прийти партнеры, и могут проявиться в следующем:

  • разделение ответственности за семью – ее финансовое благополучие, психологическое состояние ее членов, атмосферу;
  • инициативность, активная позиция в вопросах, касающихся жизни семьи;
  • поиск общих решений в вопросах воспитания детей и ухода за ними;
  • четкое разделение обязанностей и умение выполнять поставленные задачи;
  • равные, партнерские отношения между супругами.

После семи лет большинство детей умело контролируют свои эмоции, а при необходимости хорошо скрывают их. Требуется большое усилие, чтобы заставить детей этого возраста говорить и открыто рассказывать о своих чувствах. Задача состоит в том, чтобы заставить их выразить любую ревность, которая может привести к неприятному поведению, грубости, неповиновению и т.д. Как и всегда, действовать здесь нужно не напролом, а как бы между прочим. Например, попросите старшего ребенка вспомнить, каково было быть единственным ребенком в семье и что изменилось в жизни сейчас. Если он признается, что чувствует ревность, заверьте его в своей любви и спросите, чем вы можете помочь. Или расскажите ему о случае, когда вы завидовали своему брату или сестре. Чтобы помочь вашим детям наладить отношения друг с другом, постарайтесь вовлечь старшего ребенка в общение с младшим. Это может быть посильная помощь: посидеть с малышом, пока вы готовите обед, отвлечь песней во время смены подгузника и т.д. Но будьте осторожны: не делайте из старшего ребенка няню, иначе вы получите противоположный результат, превратив младшего в обузу.

Как видите, главным условием для прохождения кризиса и усмирения ревности у старшего всегда являются любовь и терпение. Надеюсь, моя история поможет вам решить проблему ревности старшего ребенка к младшему и заложить между ними прочный фундамент любви и дружбы.

Родительский фаворитизм чаще всего связан именно с первенцем: ему достается все самое лучшее, родители готовы вложить в первого ребёнка максимум сил, времени, заботы. Поскольку родители видят именно в старших детях свое продолжение, эти дети наиболее склонны к тому, чтобы перенимать взгляды родителей на жизнь, разделять их ценности и продолжать семейные традиции. Старший ребёнок рассматривает родителей как пример для подражания, и в этом отношение старших детей схоже с чувством привязанности единственных детей к родителям.

Старшие дети, возможно, наиболее чувствительны к критике со стороны родителей. Степень привязанности старших детей к родителям выше, чем у их младших сиблингов, в силу более тесного контакта с раннего детства, поэтому старшие дети больше нуждаются в моральной поддержке отца и матери, в признании их успешности, в похвале и подбадривании.

Но старшим детям в семье приходится пережить болезненный период, связанный с появлением на свет младшего брата или сестры. С рождением младенца старший вынужден защищать то, что недавно безраздельно принадлежало только ему: внимание и любовь родителей. Капризы, истерики, протесты, агрессия по отношению к младшему сиблингу – это отражение страдания, которое испытывает ребёнок, свергнутый с престола. Старшие дети чувствуют конкуренцию за любовь родителей на протяжении всего детства, а иногда и всей жизни, поэтому часто, несмотря на внешнюю уверенность в себе, амбициозность и старательность, они страдают от пониженной самооценки, не верят в свою ценность и в свои способности.

Как и единственные дети, старшие могут испытать на себе непоследовательное воспитание родителей, для которых это первый опыт. Родители больше тревожатся и нервничают по поводу воспитания и развития первенца, и от неуверенности могут бросаться в крайности: из авторитарности во вседозволенность. Но безусловным преимуществом старшего ребёнка является то, что его достижения всегда будут приводить в пример младшему.

Читайте также:  Как взыскать алименты, если отец ребенка иностранец?

Чувство ответственности вырабатывается у старших детей с раннего детства. Родители рассматривают их как своих соратников, партнеров и помощников в коммуникации с младшими детьми. Старший ребёнок выступает в роли связующего звена между родителями и остальными сиблингами. Обремененные ответственностью старшие дети более серьёзны. Чтобы сохранить свое положение, они должны быть более прилежными и амбициозными, чем их младшие братья и сестры.

Более высокие требования к старшим детям, включая чувство ответственности, зачастую не связаны с их возрастомй.

Младшие дети собирают сливки с родительской любви, и чем старше родители, тем нежнее и заботливее они по отношению к самому маленькому ребёнку в семье.

Опробовав педагогические приемы на старшем или старших детях, родители гораздо более склонны баловать младшего ребёнка, ему достается максимум внимания. С позицией единственного ребёнка его роднит возможность испытать на себе чрезмерную опеку родителей. В отличие от старшего ребёнка, младший чаще довольствуется безусловной любовью родителей, бабушек и дедушек. Младшим детям, как правило, не нужно ничего доказывать, от них не ждут подвигов и успехов, они могут позволить себе такую роскошь, как быть самими собой.

Чувствуя такую безграничную любовь родителей, младший ребёнок не испытывает тревоги и страха по поводу того, что он может не оправдать надежд семьи. От родителей он ждет защиты и поддержки. В этом, возможно, суть привязанности младшего ребёнка.

Младшие дети не всегда отличаются послушанием, прилежанием и подчинением воле родителей, и они не стремятся контролировать окружающих. Зато, вероятно, младшие дети лучше других могут угадывать мысли и желания родителей и старших детей в силу развитой с детства наблюдательности и чуткости.

Не обладая силой, интеллектом и авторитетом старших детей, младшие вырабатывают противоположную стратегию борьбы с сиблингами: они все делают исподтишка, а также в ход пускают слезы, жалобы родителям на несправедливость старших. Наказывая старшего ребёнка в ответ на жалобу младшего, родители закрепляют эту линию поведения самого младшего.

Младшим детям больше свойственно желание перемен и смелость в изменении своей жизни. Исследователи влияния очередности рождения на характер человека объясняют склонность младших детей к бунту, протесту и неординарным решениям задачей эволюции. Страсть к риску у младших детей эволюционно заложена очень глубоко.

В то же время, младшие дети могут оказаться в позиции единственных детей, когда старшие покидают родительское гнездо, а они остаются с уже немолодыми родителями. Младшим приходится брать на себя функцию заботы о родителях, выучить новый репертуар поведения. В такой ситуации привязанность стареющих родителей к младшему еще сильнее – он для них главный стимул к жизни, отрада и отдушина.

Младший ребёнок может сыграть роль связующего звена между родителями. Если отношения между супругами стали очень непрочными, то они могут надеяться на то, что рождение младшего ребёнка поможет их воссоединению. Если старшие дети родителей рождены от предыдущих браков, то младший, их общий ребёнок, может рассматриваться как общий знаменатель.

Младшим детям свойственно устанавливать более тесный эмоциональный контакт с родителями. Они, скорее всего, наиболее чувствительны к эмоциональному состоянию родителя, легче остальных могут различить перемену настроений отца или матери. Родители опекают, заботятся о младшем ребёнке и принимают его таким, какой он есть.

Способы воспитания детей в семье

Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.

Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:

1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.

2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.

3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.

4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать. Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.

5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.

Как подружиться с ребенком от первого брака

Задумываясь о том, как наладить контакт с ребенком, необходимо поставить себя на место малыша. Неважно, живет он в новой семье или приезжает изредка. В любом из этих случаев ему будет некомфортно. Ребенок будет ощущать себя маленьким котенком в большом и незнакомом помещении. Поэтому необходимо сделать все, чтобы в новом доме ему было комфортно и весело. Главной задачей должно стать завоевание авторитета, а также установление доверительных отношений. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • При дружелюбном настрое ребенка нельзя отталкивать его или относиться с пренебрежением. Дети тонко чувствуют все эмоции взрослых, поэтому, лишь один раз позволив себе проявление негатива, можно безвозвратно потерять доверие маленького гостя. Особенно это касается несовершеннолетних детей от первого брака. Взрослые отнесутся к созданию родителем новой семьи более спокойно.
  • Вполне возможно то, что ребенок станет ревновать свою мать или отца к новому спутнику жизни. Это проявление эмоций вполне ожидаемо. Дети имеют право ревновать родителей, которые создали другую семью. Не нужно реагировать на это слишком бурно и несдержанно. Сначала важно постараться поменьше участвовать в прогулках любимого человека с его ребенком. Можно организовывать им маршруты, а также любые другие виды досуга, постепенно вливаясь в их компанию. Все приятные эмоции от совместного времяпровождения будут сближать.
  • Пытаясь подружиться с ребенком, очень важно не переусердствовать. Не нужно много любезничать с ним, слишком баловать, а также задаривать подарками. Лицемерие еще никому не помогало обрести друзей и завоевать любовь. Поэтому нельзя фальшивить и преувеличивать свои истинные чувства. Нужно искренне захотеть подружиться с ребенком любимого человека. Только так можно обрести гармонию в семье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *