Сергей Собянин рассказал о планах по благоустройству Москвы на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сергей Собянин рассказал о планах по благоустройству Москвы на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2011 года в Москве привели в порядок и благоустроили на новом качественном уровне 950 парковых территорий общей площадью более 21 тысячи гектаров. По мнению самих москвичей, парки превратились в принципиально новые современные объекты, предоставляющие широкие возможности для комфортного отдыха недалеко от дома. Летом там доступны велодорожки, спортивные площадки и площадки для воркаута, а зимой — лыжные трассы, катки и горки для катания.
Основные итоги работы и планы на 2023 год
Работы |
2011–2022 годы |
2022 год |
2023 год (план) |
Благоустройство улиц, переулков, площадей и бульваров |
503 объекта |
62 объекта |
19 объектов |
Благоустройство парков и скверов |
950 парков |
64 парка |
74 парка |
Благоустройство дворов и ремонт подъездов |
~ 24 тысячи дворов, ~ 106 тысяч подъездов |
~ 2,6 тысячи дворов, |
> 1,6 тысячи дворов, ~ 14 тысяч подъездов |
Благоустройство территорий, прилегающих к транспортным объектам |
391 объект (5237,4 гектара) |
76 объектов (558,8 гектара) |
63 объекта (518,3 гектара) |
Капитальный ремонт домов (начиная с 2015 года) |
12,8 тысячи домов |
2216 домов |
2309 домов |
Замена лифтов |
> 41 тысячи лифтов |
2226 лифтов |
3223 лифта |
Установка в подъездах подъемных платформ для маломобильных граждан |
1776 штук |
185 штук |
168 штук |
Установка опор освещения |
408 тысяч осветительных приборов |
43 тысячи осветительных приборов |
31 тысяча осветительных приборов |
Городские парки, водоемы и знаковые объекты
С 2011 года в Москве привели в порядок и благоустроили на новом качественном уровне 950 парковых территорий общей площадью более 21 тысячи гектаров. По мнению самих москвичей, парки превратились в принципиально новые современные объекты, предоставляющие широкие возможности для комфортного отдыха недалеко от дома. Летом там доступны велодорожки, спортивные площадки и площадки для воркаута, а зимой — лыжные трассы, катки и горки для катания.
В 2022 году работы затронули семь городских парков («Покровское-Стрешнево», Битцевский лес, «Кусково», «Яуза» (два участка), Щукинский парк и Всехсвятская роща), а также стадион «Авангард» и 57 знаковых объектов общей площадью свыше 1,5 тысячи гектаров.
Основные задачи комплекса городского хозяйства Москвы на 2023 год включают:
— продолжение создания качественной городской среды: благоустройство 19 площадей, улиц, набережных и 74 парков и знаковых объектов в жилых районах (бульвары, скверы и другие);
— ремонт (благоустройство) более 1,6 тысячи дворов и порядка 14 тысяч подъездов многоквартирных домов;
— капитальный ремонт 2,3 тысячи домов и замену 3,2 тысячи лифтов в рамках региональной программы капитального ремонта;
— установку 168 подъемных платформ для маломобильных граждан;
— установку 31 тысячи опор освещения;
— благоустройство территорий, прилегающих к 63 транспортным объектам, общей площадью 518,3 гектара;
— продолжение ремонта коммунальной инфраструктуры, включая 489,9 километра линий электропередачи, 93 километра тепловых и 28,1 километра газовых сетей, 26,4 километра кабельных коллекторов, 66,4 километра водопроводных, 46,5 километра водосточных и 23,8 километра канализационных сетей;
— ремонт и приспособление помещений пяти центров «Мои документы» и ремонт 41 объекта различного назначения.
Какие дома включаются в программу благоустройства?
Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:
- Признаны аварийными и подлежат сносу;
- Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;
- Рядом находится новостройка;
- Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.
Критерии «зеленых» домов
ГОСТ призван оценить экологическую безопасность объекта и комфортность среды жизнедеятельности человека.
ГОСТ состоит из системы критериев, которая характеризует объект строительства на всех этапах жизненного цикла по 10 категориям:
- Архитектура и планировка участка
- Организация и управление строительством
- Комфорт и качество внутренней среды
- Энергоэффективность и атмосфера
- Рациональное водопользование
- Материалы и ресурсоэффективность
- Отходы производства и потребления
- Экологическая безопасность территории
- Безопасность эксплуатации здания
- Инновации устойчивого развития
Структура стандарта предполагает обязательные требования для различных уровней сертификации, а также ESG-факторы, которые застройщик может выбирать добровольно.
Для получения многоквартирным зданиям «зеленого» сертификата необходимо соответствовать обязательным критериям. Дополнительные критерии застройщик выбирает самостоятельно, в зависимости от проекта и своего опыта. Сертификация может проводиться на стадии проектирования и строительства.
Что угрожает реализации проекта и как предусмотренные им показатели соотносятся с конституционным правом на жилище
30 марта 2020
Реализация национального проекта “Жилье и городская среда” направлена на достижение к 2024 году обозначенной главой государства национальной цели, заключающейся в улучшении жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно (подп. “д” п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204). Под таким улучшением согласно нацпроекту понимается:
- покупка жилья по договору купли-продажи или регистрация права собственности на основании договора участия в долевом строительстве, в том числе с использованием ипотечного кредита;
- строительство индивидуального жилого дома за счет собственных и заемных средств;
- получение жилого помещения по договору социального найма;
- аренда жилья на длительный срок на рыночных условиях;
- переселение из аварийного жилого дома;
- иные меры, в том числе проведение капитального ремонта основных конструктивных элементов жилого дома.
Одна из предусмотренных проектом в целях достижения поставленной задачи мер – увеличение объема жилищного строительства минимум до 120 млн кв. м в год (соответствующий показатель в 2019 году – 88 млн кв. м, в 2020 – 98 млн кв. Само по себе данное значение положительно оценивается экспертным сообществом, но определенный перекос показателей нацпроекта в сторону увеличения вводимых жилых помещений в МКД: в 2024 году предполагается введение 80 млн кв. м таковых (в 2018 году – 54,8 млн кв. м, в 2019 – 64,9 млн кв. м) – и запланированный рост средней стоимости 1 кв. м модельного жилья на первичном рынке – с 68,9 тыс. руб. в 2019 до 88 тыс. руб. в 2024 году – вызывает у них определенные опасения. В частности, потому, что такой приоритет создания нового жилья именно в МКД не соответствует запросам общества. Как сообщил председатель СПЧ Валерий Фадеев в ходе презентации специального доклада ОП РФ “Право на жилье есть у каждого”, посвященного анализу реализации национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – доклад), которая состоялась на прошлой неделе, около 70% граждан при проведении опросов общественного мнения отмечают, что хотят жить в малоэтажных или индивидуальных домах. Предусмотренные нацпроектом показатели, согласно которым в 2024 году из 120 млн кв. построенного за год жилья 80 млн кв. м будут приходиться на МКД, действительно не соотносятся с этими пожеланиями.
Еще одна проблема заключается в том, что нацпроектом не уточняется, какие именно квартиры должны строиться в этих МКД.
Валерий Фадеев, председатель СПЧ:
“Сегодня 47% квартир в строящихся домах – однокомнатные, 28% – двухкомнатные. У меня возникает вопрос: а может в таких квартирах нормально жить семья с детьми, хотя бы с двумя? Поскольку главная проблема России – демографическая, встает вопрос соотнесения жилищного проекта с другими проектами. И судя по этим числам, напроект “Жилье и городская среда” плохо соотносится с решением демографических задач. Говорят, что молодежь сегодня покупает однокомнатные квартиры, чтобы потом, когда появится возможность, купить более просторное жилье. Но пока тенденция такова: доля однокомнатных квартир возрастает. Появились и скандальные предложения – в прошлом году, например, квартиру в 11 кв. м предлагали в Москве. Следующим шагом, видимо, будет капсульное жилье. Возможно, кто-то покупает такие квартиры, чтобы мигрантов регистрировать, но, по-моему, это противоречит духу конституционного права на жилище. Жилье должно быть достойным, а не просто для галочки, чтобы отметить факт его наличия.
Архитектура построек. Города, мы видим, заполняются огромными многоэтажными домами. Архитекторы говорят, что их к этой работе не привлекают, мало кто думает о том, как будет выглядеть город, его центральные проспекты, жилые кварталы.
Нужно развивать и иные способы финансирования приобретения жилья, не столь обременительные для граждан. Необходимо исходить не из того, что выгодно рынку, а, наоборот, организовать отрасль и рынок так, чтобы движение было в нужную сторону: демография, семья, красота городов. А потом под это подстраивать рынок.
При этом отменять нацпроект, конечно не нужно, но корректировка необходима. Ориентир нормальный – 120 млн кв. м, но о структурных задачах нужно серьезно подумать: какие это метры, какое жилье, как снизить его стоимость, какие новые методы финансирования нужны и т.
Оценив положения нацпроекта, члены ОП РФ выделили несколько основных рисков, которые могут поставить под угрозу достижение обозначенной национальной цели.
Риск № 1. Запланированное количество жилья не будет построено. Чтобы достичь установленного нацпроектом показателя, необходимо наращивать темпы строительства – на 10% ежегодно, отмечается в докладе. В прошлом году это почти удалось – по данным Росстата, по состоянию на 1 декабря 2019 года было введено 63 млн кв. м жилья, что на 9,1% превышает показатель 2018 года, однако прогнозный показатель на 2019 год согласно нацпроекту, напомним, – 88 млн кв. Вывод очевиден: в прошлом году он не достигнут. В этом году ситуация может стать еще сложнее – по экспертным оценкам, в связи с переходом на эскроу-счета и проектное финансирование около 28,5 млн кв. м жилья являлись в прошлом году потенциально рискованными, то есть соответствующим застройщикам не удалось ни достичь показателей, позволяющих привлекать средства граждан напрямую, ни получить соответствующее банковское финансирование (критерии, при соответствии которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу, установлены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2019 г. № 480, особенности привлечения денежных средств, размещенных на счетах эскроу, закреплены в ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). По данным Банка России, в ноябре прошлого года объем привлеченного застройщиками проектного финансирования составил 650 млрд руб. , а для полного перехода к новому формату необходимо привлечь к 2024 году 6,5 трлн руб. , и эксперты пока не торопятся давать прогнозы о том, получится ли это сделать.
Нюансы исчисления земельного налога и авансовых платежей по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, – в тематическом материале Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Риск № 2. Построенное жилье не будет раскуплено по причине низкой покупательной способности граждан. Учитывая, что стоимость 1 кв. м будет расти (это, как отмечалось выше, предусмотрено самим нацпроектом), а основной акцент с точки зрения стимулирования спроса граждан на жилье сделан на ипотеку – предполагается, что в 2024 году количество выданных населению ипотечных кредитов должно составить 2,26 млн (в 2019 году – 1,56, в 2020 – 1,57), нужно оценить, насколько она будет доступной для граждан. Как отметила со ссылкой на данные Банка России исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ контроль” Светлана Разворотнева, возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки сейчас доступна не более 35% граждан, проживающих, в основном, в крупных городах – в небольших населенных пунктах и особенно в сельской местности доходы населения, как правило, ниже, кроме того, жилищное строительство там развивается слабо, да и получить ипотеку на ИЖС проблематично. Если в семье есть хотя бы один ребенок, обозначенный показатель доступности снижается до 30%, а если два или три – до 10%. Согласно недавно опубликованной аналитической записке Банка России “Ипотека и доступность жилья”, для того чтобы достичь целевых показателей нацпроекта “Жилье и городская среда” по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, необходимо обеспечить в 2020-2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающей экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится. Поэтому регулятор рекомендует обратить внимание на иные варианты обеспечения доступности жилья, в частности на возможность снижения себестоимости строительства, например путем сокращения обязательств застройщиков по созданию социальной инфраструктуры при условии увеличения бюджетных расходов на ее строительство, а также на развитие вторичного рынка жилья и долгосрочной аренды.
Риск № 3. Предусмотренное нацпроектом увеличение доли индустриального многоэтажного строительства приведет к ускорению оттока жителей малых городов и сельской местности, в том числе стратегически важных для России территорий, в крупные города. Согласно подготовленному АО “ДОМ. РФ” обзору рынка многоквартирного жилищного строительства по состоянию на 1 декабря 2019 года 80% объема ввода жилья по договорам долевого строительства приходилось на 22 субъекта РФ, причем четыре региона-лидера значительно обгоняли остальные: в Москве объем введенного жилья на указанную дату составлял 16,4 млн кв. м, в Санкт-Петербурге – 13,6, в Московской области – 12,3, в Краснодарском крае – 9,3. Сохранение данной тенденции приведет к еще более масштабному переезду граждан в мегаполисы и крупные города при “вымирании” остальных территорий, уверены члены ОП РФ.
Как видно из вышеизложенного, добиться минимизации этих рисков одной лишь корректировкой численных показателей нацпроекта вряд ли получится. Поэтому составители доклада подготовили целый ряд предложений, направленных на совершенствование жилищной политики в целом, в том числе по корректировке отраслевого законодательства. Среди важнейших инициатив:
- соотнесение положений национального проекта “Жилье и городская среда” и Стратегии развития жилищной сферы РФ на период до 2025 года, а также проекта Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года, признание индивидуального жилищного строительства приоритетным направлением развития жилищной сферы в России с соответствующей корректировкой обозначенных документов и принятием отдельной государственной программы;
- дополнение паспорта нацпроекта “Жилье и городская среда” системой мер и показателей по снижению стоимости квадратного метра возводимого жилья;
- развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства, в том числе жилищно-строительных и потребительских кооперативов, ипотечно-накопительных программ;
- утверждение федерального проекта “Развитие арендного жилья”, предполагающего, в частности, что именно аренда – в домах, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности, – должна стать основным способом обеспечения жильем граждан с невысоким уровнем дохода;
- унификация оснований и инструментов жилищной поддержки, закрепление на федеральном уровне единого стандарта признания граждан нуждающимися в такой поддержке (минимального жилищного стандарта) и ее предоставление на территории всей страны (стандарт жилищного обеспечения), формирование единого федерального реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- расширение и дифференциация форм удовлетворения жилищных потребностей граждан в зависимости от уровня нуждаемости: ипотека, накопительные программы, предоставление субсидий на покупку или аренду, предоставление жилья по договорам найма, поддержка ИЖС и др.
Доклад, как подчеркнула секретарь ОП РФ Лидия Михеева, будет направлен в федеральные органы власти, с тем чтобы Правительство РФ и профильные министерства учли обозначенные в нем предложения и привлекали его составителей к участию в обсуждении вопросов совершенствования жилищной политики в целом и национального проекта “Жилье и городская среда” в частности.
Теги:
2024,
жилищное строительство,
ЖКХ,
инициативы,
нацпроекты,
территориальное развитие,
физлица,
экономика,
юрлица,
Банк России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Президент РФ,
Росстат,
СПЧ,
Валерий Фадеев,
Лидия Михеева,
Светлана Разворотнева
Документы по теме:
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”
- Паспорт национального проекта “Жилье и городская среда” (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16))
Что считается благоустройством придомовой территории
По правилам благоустройства придомовой территории многоэтажного жилого дома, собственники жилья могут и обязаны проводить следующие мероприятия:
- производить высадку зеленых насаждений (спиливать деревья можно только с разрешения соответствующих организаций), ухаживать за газоном, клумбами;
- убирать опавшую листву, снег, обеспечивать водоотвод;
- ремонтировать тротуар, асфальтировать дороги;
- устраивать проезды, пешеходные зоны и площадки для отдыха и занятий спортом;
- устанавливать объекты утилитарного и эстетического назначения, ограждения вокруг функциональных зон и по периметру двора;
- выделять и содержать места для парковки автомобилей;
- устанавливать светильники (по желанию – видеонаблюдение).
К облагораживанию дворовых территорий относится также ремонт: текущий (исправление дефектов дорожного покрытия, правка ограждений, лавочек, оснащения детских и спортивных площадок) и капитальный (озеленение, асфальтирование новых дорог, строительство ограждений и других конструкций).
Виды озеленения территории у МКД
В городской среде зеленые насаждения нужны для сохранения экологии и поддержания здоровья жителей. Для этого вокруг многоэтажного дома высаживают декоративные растения, газоны, живые изгороди и деревья, используемые в рамках городского озеленения. Стоит выбирать саженцы, которые наверняка приживутся в местном климате и будут неприхотливы в уходе.
Расположение растительности должно быть связано с размещением объектов. Особое внимание уделяется озеленению придомовых полос, подчеркивающих вход в дом, детских и спортивных площадок.
На отрезках земли возле подъездов, шириной от 3,5 до 8 метров, высаживают невысокие кустарники, отдельно стоящие деревья, цветники. При этом, деревья должны размещать на расстоянии 5 метров от дома, а кустарники – 1,5 метров.
Детские и спортивные площадки изолируют от проезжей части также при помощи деревьев или живой изгороди из кустарников. Полоса, отведенного для деревьев участка, должна быть шире, чем 3 метра. Все объекты озеленения должны быть скомпонованы таким образом, чтобы не мешать беспрепятственному движению к подъездам.
Стоит учесть, что вырубка растений без разрешительных документов запрещена законом. Если какие-либо из насаждений повреждены или были уничтожены, осуществляется компенсационное озеленение.
Вопросы благоустройства придомовой территории многоквартирного дома
После уточнения границ придомовой территории и постановки ее на кадастровый учет право собственности на нее автоматически закрепляется на владельцами квартир. Однако это не означает возникновение возможности продажи доли земельного участка – отчуждать его отдельно от жилья закон не разрешает.
- уборка мест общего пользования и подземных паркингов (при наличии таковых);
- установка контейнеров для пищевых и бытовых отходов;
- вывоз мусора и снега, отвод талых вод;
- озеленение территории, в том числе устройство газонов, посадка цветов и уход за ними, уборка скошенной травы, листвы и т. д.;
- изготовление, возведение и ремонт детских площадок, мест для отдыха;
- облицовка, покраска, очистка ограждений, скамеек и т. д.;
- обеспечение безопасности жильцов (например, удаление сосулек, посыпание песком пешеходных дорожек в зимний период и пр.).
Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома
Установка ограждения возможна, если оно не нарушает право свободного передвижения собственников соседнего дома. В противном случае, городская администрация может наложить на забор сервитут (принудительное обеспечения права свободного передвижения по соседней территории) и демонтировать его.
Забор можно установить частично, ограничив вокруг детскую площадку, но при условии, если двор имеет сквозной проход. Жильцы многоквартирного дома могут ограничить въезд на дворовый участок для частных машин. На кареты скорой помощи, полиции, газовой и пожарной службы данные правила не распространяются. В случае если забор установлен не по правилам, и его придётся демонтировать. Беспрепятственно можно использовать забор в качестве обрамления клумб, если они располагаются около подъезда.
Что нужно сделать, чтобы двор благоустроили
Жители большинства российских многоквартирных домов (за исключением тех, которые приведены выше) могут организовать участие своей дворовой территории в проекте по формированию комфортной городской среды.
Для этого нужно пройти ряд этапов. Эти этапы регламентированы правилами проекта, поэтому «обойти» их не выйдет – чтобы добиться своего, нужно четко им следовать.
1 этап – определиться с тем, что двор нуждается в благоустройстве, а в текущую программу еще включен. Проверить это можно на сайте местной администрации. Нередки случаи, когда другие жители дома уже сделали всю работу, но не смогли донести эту информацию для всех.
Списки дворовых территорий, которые будут отремонтированы в текущем году, размещаются на сайтах администраций муниципальных образований. Следует открыть на сайте раздел «Формирование комфортной городской среды», там должна быть информация о планах на текущий год.
Что отремонтируют во дворе
На федеральные деньги ремонтируют внутридворовые проезды, устанавливают скамейки, урны и фонари. Эти работы полностью оплачивает государство, дополнительных сборов с жителей не требуется.
Если хотите еще высадить клумбы и деревья, сделать детскую площадку и парковку, надо договариваться с администрацией города. Это дополнительные работы, их может оплатить мэрия, но жителям тоже придется поучаствовать в благоустройстве: выделить деньги или выйти на субботник.
За счет федерального бюджета сделают ремонт проездов, поставят скамейки и урны, установят освещение. За счет муниципалитета и жителей — детские и спортивные площадки, парковки, клумбы, деревья, контейнеры для мусора, пешеходные дорожки.
Как участвовать в благоустройстве, выбирают не жильцы, а региональные власти. В Иркутске жителям достаточно выйти на субботник, в Самаре — оплатить 1% от суммы дополнительных работ. Можно использовать деньги, которые жильцы перечисляют управляющей организации на текущий ремонт. Этот вопрос стоит заранее выяснить в администрации города.
Для Виталия и его соседей администрация согласилась выполнить дополнительные работы полностью за счет муниципального бюджета: убрать аварийные деревья, посадить новые, оборудовать парковку и две новые площадки. Жители только вышли на субботник после окончания работ и убрали мусор.
Какие дворы не принимаются к участию в программе?
Решение о включение двора в проект принимается на сметном уровне. В соответствие с условиями проекта установлен следующий перечень ограничений:
- при наличии в непосредственной близости ко двору аварийных строений, которые подлежат сносу с данный период;
- при проведении запланированного на данный год ремонта или замены инженерных коммуникаций, проходящих по территории двора;
- если на прилегающих ко двору территориях возведены новостройки, в которых нее истек срок гарантии при введении в эксплуатацию;
- в случае, когда те виды работ, которые запланировали провести жильцы, уже проводились за счет средств местного бюджета
Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой
Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:
- Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
- При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
- Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
- Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
- Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
- Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
- Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.