Отчетность по налогу на игорный бизнес
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность по налогу на игорный бизнес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Налог на игорный бизнес: ставки, расчет, отчетность
С 19 марта количество игровых автоматов было увеличено до 41 шт. Необходимо рассчитать налог на игорный бизнес за январь, февраль, март, организовать аналитический учет с бюджетом.
Плательщиками данного налога являются юридические лица — организаторы и ведущие азартных игр, получающие доход в виде выигрыша либо платы за проведение. Физических лиц или ИП данный налог не затрагивает. Порядок исчисления и уплаты налога, представления отчетности регулирует глава 29 НК РФ.
К плательщикам налога на игорный бизнес ни Минфин, ни налоговики таких требований не предъявляют. Поэтому бухгалтеру не обязательно производить расчет налога в отдельном аналитическом регистре или ином документе. Определить сумму налога к уплате в бюджет можно прямо при заполнении налоговой декларации.
В строке 020 второго раздела отмечается общее количество игровых объектов по их видам. Виды указаны в графах 3-8.
Закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (ФЗ № 244, вступивший в силу с января 2007 года) – главный правоустанавливающий документ, касающийся организации игорного бизнеса и получения прибыли от этой деятельности.
Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
Будьте в курсе последних новостей банков! Получайте уведомления о важных событиях в экономике России и мира. Несмотря на «озаконивание» игорного бизнеса, многие казино ушли в интернет или подполье. Такие попытки вести бизнес — вне закона. Согласно поправкам, вступившим в силу с января 2015 года, организатор азартных игр в Интернете несет уголовную или административную ответственность. Кроме того, распространение рекламы онлайн-казино также влечет ответственность для владельца сайта.
Владелец игорного бизнеса платит налог по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Тогда же предоставляется и налоговая декларация.
Если опоздать с отчетностью, то налоговая начислит от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по декларации, но не меньше 1000 рублей.
Задержка налогового платежа грозит взысканием пени. Она рассчитывается как 1/300 ставки рефинансирования за каждый просроченный день.
Если задержали платеж и забыли об отчетности, штраф будет в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога.
Санкции за нарушения сроков оплаты и предоставления отчётности
Налог на игорный бизнес является одним из трёх сугубо региональных налоговых сборов, и поэтому за соблюдением сроков оплаты местные фискальные органы следят довольно строго. Наказание за несвоевременную уплату будет наложено в виде:
- штрафа в размере от 20 до 40% от суммы неуплаченного налога, минимум 1000 рублей;
- пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки сроком до 30 дней, и 1/150 ставки начиная с 31 дня.
Налоговый кодекс устанавливает минимальный и максимальный размер ставок для каждого типа игровых объектов. Региональные власти вправе выбирать любую цифру в данных границах. Если в данном субъекте РФ не принят закон, регулирующий размер налоговой ставки по игорному бизнесу, то применяется минимальная ставка, значащаяся в НК РФ. Вот на какие суммы следует рассчитывать предпринимателю:
- за игорный стол – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за игровой автомат – от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб.;
- за процессинговый тотализаторский или букмекерский центр – от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за пункт приема ставок – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Ответственность нерадивых плательщиков
Закон строг к тем, кто не обеспечивает необходимых платежей в бюджет. За несвоевременную уплату или опоздание с подачей декларации, за ошибки в исчислении суммы или недоимки предусмотрены серьезные штрафы:
- просрочка с документальной отчетностью грозит штрафом не менее чем в 1000 руб., составляющем от 5 до 30% суммы по данной декларации;
- задержка с уплатой самого налога «потянет» за собой пеню за каждый просроченный день (ее размер составит 1/300 часть от ставки рефинансирования, отсчитанную в виде процента от неуплаченной вовремя суммы);
- нарушение порядка регистрации игровых объектов чревато трехкратной суммой налога на неправильно или не вовремя зарегистрированный атрибут бизнеса, а при повторном нарушении эта сумма вырастет вдвое;
- неуплаченный налог влечет самый серьезный штраф – от 20 до 40% от всей суммы недоимки.
К СВЕДЕНИЮ! Штрафы и пени не освобождают от обязанности уплатить недоимки в полном размере.
Заполнять декларацию рекомендуется с раздела 3.1. В параграфе необходимо проставить общее количество столов, которые используются для ведения профильной деятельности. Показатели, проставленные в этом разделе, будут в дальнейшем использоваться для заполнения.
При заполнении декларации необходимо приводить детализацию по каждому виду игровых столов (по количеству игровых полей).
- Строка 010, соответственно заполняется количеством полей, а позиция 020 указывает на общее число столов. Для того чтобы указать на происходящие в налоговом периоде движения (выбытие/прибытие объектов), предусмотрены строки 030 и 040, соответственно.
- Позиции 050 и 060 заполняются также заполняются сведениями по игровым столам, относительно 15 числа отчетного периода. При проставлении данных необходимо учитывать, что сведения по движению должны быть подтверждены соответствующими заявлениями налогоплательщика, принятыми инспекцией.
Следующие позиции заполняются автоматически, в зависимости от количества и типов объектов налогообложения.
Ответственность за непредставление декларации в срок
Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок предусмотрена ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции по данной статье взимаются в процентном отношении от суммы налога. При этом уплата налога в срок не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 Информационного письма ВАС от 17.03.2003 N 71). Аналогичный вывод сделан и в Письме МНС России N ШС-6-14/734 . В разъяснении налоговики также указывают, что моментом обнаружения правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ, следует считать день подачи декларации в налоговый орган. Только после этого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции за непредставление налоговой отчетности.
Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушение налогового законодательства».
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, на практике бухгалтеры, не успевая по тем или иным причинам отразить сведения обо всех изменениях, сдают в налоговую имеющуюся декларацию, после чего представляют «уточненку». За это налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ, так как срок представления таких деклараций в налоговом законодательстве не определен.
Налогоплательщикам, которые по тем или иным обстоятельствам не представили в срок налоговую декларацию, можно порекомендовать обратиться к ст. 112 НК РФ, в которой указаны обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика. К ним относятся тяжелое материальное положение, совершение правонарушения в силу служебной и иной зависимости, а также иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими. Признав наличие такого обстоятельства, суд может существенно уменьшить размер штрафа.
Налоговая база по налогу на игорный бизнес
По статистике, ежедневно Интернетом пользуются около 5 миллиарда человек, многие из них любят играть в азартные игры. Поэтому онлайн–казино процветают и получают максимальную прибыль. Следует учесть, что в этом сегменте на данный момент уже достаточно большая конкуренция, поэтому подойти к организации проекта нужно с особой щепетильностью. Открытие онлайн–казино или сайта букмекерской конторы включает в себя несколько этапов:
- Приобретите лицензию. Наличие разрешения на организацию азартных игр позволяет в дальнейшем расширить свой бизнес и избежать проблем с законом.
- Проанализируйте рынок. Посмотрите, чего не хватает в отечественных онлайн–казино. Например, большинство российских сайтов предлагают игры в рулетку, а покера и слотов практически нет. Подумайте, какие особенности могут отличать вас от ваших конкурентов.
- Покупка хостинга. Если вы планируете организовывать серьезный проект, то хостинг вам необходим хотя бы для того, чтобы пользователи могли бесперебойно пользоваться вашим сайтом, а весь софт был защищен от хакерских атак; защита от Ddos-атак, используйте абузоустойчивый хостинг.
- Покупка игрового софта. Современные азартные онлайн–игры – это сложные системы, которые требуют не только бесперебойной работы, но и разработки, программирования, дизайна, прорисовки деталей и т.п. Качественный софт поможет привлечь больше клиентов на ваш сайт;
- Внедрение платежной системы. Чаще всего для оплаты на азартных сайтах используют банковские карты Visa/MasterCard или электронные кошельки (WebMoney, Qiwi, PayPal). Договариваться с представителями платежных систем придется через техническую поддержку.
Чтобы создать казино или букмекерскую контору в сети, нужно вести переговоры с программистами и веб–разработчиками. Помните, что качественное обеспечение сайта – залог успеха игорного бизнеса в Интернете.
Налоговая база, согласно ст. 367 НК РФ, имеет физическую характеристику и определяется как сумма всех столов, процессинговых центров и касс. Итоговый размер выплаты вычисляется самостоятельно владельцем казино или иного заведения и состоит из произведения налоговой базы и ставки по каждому объекту.
Если заведение меняет юридический адрес, новая регистрация происходит на то же лицо, на которое ранее она была проведена. Смена налогоплательщика не предусмотрена законодательством РФ.
Следует понимать, что регистрация объектов игорного бизнеса и сообщение сведений об изменениях по ним являются обязанностью налогоплательщика, за уклонение от которой налагается ответственность. Так, в ст. 129.2 НК РФ предусмотрено наказание в размере 3-кратного увеличения ставки налога по скрытому объекту или 6-кратного увеличения при последующих подобных нарушениях.
Помимо вышеуказанной ответственности предусмотрены административные меры наказания по ст. 14.1.1 и 14.1.1-1 КоАП РФ за нарушения общего порядка проведения азартных игр, а также за осуществление деятельности вне игровых зон без лицензий или разрешений.
Налог на игорный бизнес в РФ существует давно, и за это время поменялись основные его элементы: налогоплательщики, объекты налогообложения, ставки.
Разобраться в актуальности действующих элементов и соблюсти все требования действующего законодательства поможет наша рубрика «Налог на игорный бизнес».
Объектом налога выступают единицы, используемые для учета разнообразных объектов. Сюда относятся:
- многочисленные игорные столы;
- автоматы;
- места, предназначенные для приема ставок тотализатора или у букмекеров.
Ставки налога варьируются от 1,5 тыс. руб. до 25 тыс. руб., причем выбор конкретной ставки зависит от имеющегося объекта налогообложения.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос № 1: Какие санкции налагаются за нарушения уплаты налога?
Ответ: Неуплата и иные нарушения порядка платежей наказываются штрафом в 20–40% от налоговой суммы, которую нужно оплатить (Налоговый кодекс, ст. 122).
Вопрос № 2: Где нужно поставить на учет автоматы, которые расположены за пределами места, где находится коммерческая организация?
Ответ: Все оборудование ставят на учет в налоговой по месту нахождения коммерческой структуры, которая занимается деятельностью в сфере игорной индустрии (письмо МНС РФ N 22-0-10/425@ «О постановке на учет» от 15 марта 2004 г.).
Вопрос № 3: Какой штраф предусмотрен за несвоевременную сдачу декларации?
Ответ: От 5% суммы неуплаченного налога, который нужно заплатить или доплатить за каждый целый месяц или часть его, но до 30% и не менее 1 тыс. р. (ст. 119 налогового кодекса).
Вопрос № 4: Как оплачивают налог представительства и филиалы организации?
Ответ: Плательщиками признаются только организации, а их подразделения или филиалы не обладают правом исполнять налоговые обязательства и исчислять суммы сборов.
Вопрос № 5: Какие наказания предусмотрены за несоблюдение регистрационного порядка для объектов налога?
Ответ: Нарушитель штрафуется в трехкратном размере действующей налоговой ставки (НК РФ, ст. 129.2) для должного объекта. При повторном нарушении штраф увеличивается до шестикратного величины назначенной налоговой ставки.
Вопрос № 6: Надо ли платить сбор, если игорное заведение не работало в налоговый период?
Ответ: Если организация прекратила свою деятельность или имело место выбытие игорного оборудования, основанием для прекращения налоговых платежей может быть только снятие с учета самих объектов.
Вопрос № 7: Облагается ли этим налогом сфера игровой компьютерной индустрии?
Ответ: Заниматься проведением и организацией гэмблинга в интернете запрещено (ст. 5 ФЗ №244). В отношении игр можно руководствоваться следующим. Если игры относятся к азартным, то, конечно, налогом они облагаются. Если признаков азартной игры не имеется, то применяется общеустановленный порядок налогообложения. Правовую основу в сфере игорной индустрии регламентирует ФЗ № 244, где в статье 4 дается определение азартной игры. Ориентироваться следует на него.
Налог на игорный бизнес
Глава 29 «Налог на игорный бизнес» НК РФ введена в действие Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 182-ФЗ с I января 2004 г. Налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, обязателен к уплате на территории тех субъектов РФ, где принят соответствующий региональный закон.
При введении налога на игорный бизнес региональные власти обязаны руководствоваться нормами НК РФ.
При этом регионам предоставлено право устанавливать ставки налога (в пределах, установленных НК РФ), определять порядок и сроки уплаты налога, а также формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.
На территории Санкт-Петербурга этот налог взимается в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. № 623-94 (ред. от 16 февраля 2011 г.) «О налоге на игорный бизнес в Санкт- Петербурге» (принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 22 октября 2003 г.).
Первый этап внедрения системы налогообложения в России, начавшийся в 1990 г., не предполагал специальной концепции налогообложения игорного бизнеса.
Налог взимался в рамках Закона о налоге на прибыль предприятий и организаций по ставке 90% и зачислялся в бюджеты субъектов Федерации. В 1998 году был принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г.
№ 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который в корне изменил подход к налогообложению игорного бизнеса, впервые определив специфику этого вида деятельности и соответствующие этому принципы налогообложения.
Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 г.
№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что на территории РФ создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов РФ: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов РФ).
При изучении налога на игорный бизнес рекомендуется сначала изучить понятия, характерные для сферы этой деятельности: игорный бизнес, организатор игорного заведения, азартная игра, пари, игровой стол, поле, игровой автомат, касса тотализатора, букмекерская контора. Эти сведения можно почерпнуть в ст. 364 НК РФ.
Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Плательщиками данного налога по нормам ст. 365 НК РФ признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Кроме того, существуют определенные условия для тех, кто собирается заниматься игровым бизнесом.
- 1. Налогоплательщик обязан поставить на учет и зарегистрировать в налоговом органе по месту установки объекта каждый объект не позднее чем за два рабочих дня до его установки и получить свидетельство о регистрации (приказ Минфина России от 24 января 2005 г. № 7н), а также зарегистрировать любое изменение количества объектов.
- 2. Регистрация производится путем подачи заявления налогоплательщиком лично или через представителя либо почтой.
- 3. Налоговые органы в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления обязаны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
- 4. Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден приказом Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 55н.
С 1 января 2012 г. перечень объектов обложения налогом на игорный бизнес существенно изменен. К ним теперь относятся:
- • игровой стол;
- • игровой автомат;
- • процессинговый центр тотализатора;
- • процессинговый центр букмекерской конторы;
- • пункт приема ставок тотализатора;
- • пункт приема ставок букмекерской конторы.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена приказом Минфина России от 24 января 2005 г. № 8н.
Налоговая база определяется по каждому объекту налогообложения отдельно. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.
Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса. Порядок исчисления налога также разъяснен в письме ФНС России от 18 мая 2006 г. № ГВ-6- 02/515@.
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Ставки налога указаны в ст. 369 НК РФ и в Законе Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 г. № 623-94 (табл. 4.3).
Порядок уплаты налога следующий: ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, представляется налоговая декларация с учетом изменений количества объектов.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Налог уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.
- Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения происходит по месту его нахождения.
- Таблица 4.3
- Действующие ставки налога на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес. Ставки. Объекты
Законодательством Российской Федерации разрешено организовывать предпринимательскую деятельность, связанную с азартными играми, тотализаторами, пари и т.п., предусматривающими денежный выигрыш и плату за участие в них.
Игорный бизнес, как и другая предпринимательская деятельность, облагается соответствующими налогами.
Предпринимателям рекомендуется вовремя и в полной сумме вносить этот обязательный платеж в налоговые органы во избежание штрафных санкций, которые в случае с азартными играми могут быть весьма крупными.
Рассмотрим, что именно является объектом налога игорного бизнеса, каким способом производится учет и контроль, как правильно рассчитать сумму и произвести уплату, а также расскажем о том, какие изменения произошли в этой сфере в 2017 году и чего еще ожидать бизнесменам.
Этот налог платят фирмы, которые занимаются предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса. То есть те, кто не реализует товары (имущественные права), работы или услуги, а извлекает доход в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари.
Объектами налогообложения признаются:
- игровой стол;
- игровой автомат;
- процессинговые центры тотализаторов или букмекерских контор;
- процессинговые центры интерактивных ставок тотализаторов или букмекерских контор;
- пункты приема ставок тотализаторов или букмекерских контор.
По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Игорные заведения (кроме букмекерских контор, тотализаторов, и пунктов приема ставок) могут быть открыты только в игорных зонах, созданных на территории:
- Алтайского края;
- Приморского края;
- Калининградской области;
- Краснодарского края.
Это следует из пункта 2 статьи 9 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ).
Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон. Деятельность тех игорных заведений, которые не имеют разрешений на ведение игорного бизнеса в игорных зонах (кроме букмекерских контор и тотализаторов), запрещена (п. 1 ст. 14, п. 9 ст. 16 Закона № 244-ФЗ).
Организаторы азартных игр должны соответствовать определенным требованиям. Они указаны в статье 6 Закона № 244-ФЗ. Среди них:
- стоимость чистых активов фирмы в течение всего периода ведения деятельности по организации и проведению азартных игр не должна быть менее 600 млн. руб. – в казино и залах игровых автоматов, 1 млрд руб. – в букмекерских конторах и тотализаторах;
- минимальный размер уставного капитала организаторов азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе не должен быть менее 100 млн руб. В оплату такого уставного капитала могут быть внесены только денежные средства. Причем для его формирования не могут быть использованы заемные денежные средства.
Ставки налога на игорный бизнес, как правило, устанавливаются законами субъектов РФ в следующих размерах:
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один игровой стол;
- от 3000 до 15 000 рублей — за один игровой автомат;
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один процессинговый центр тотализатора;
- от 50 000 до 250 000 рублей — за один процессинговый центр букмекерской конторы;
- от 2 500 000 до 3 000 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
- от 2 500 000 до 3 000 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставокбукмекерской конторы;
- от 10 000 до 14 000 рублей — за один пункт приема ставок тотализатора;
- от 10 000 до 14 000 рублей — за один пункт приема ставок букмекерской конторы.
Иначе следует применять такие налоговые ставки:
- 50 000 рублей — за один игровой стол;
- 3000 рублей — за один игровой автомат;
- 50 000 рублей — за один процессинговый центр тотализатора;
- 50 000 рублей — за один процессинговый центр букмекерской конторы;
- 2 500 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
- 2 500 000 рублей — за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;
- 10 000 рублей — за один пункт приема ставок тотализатора;
- 10 000 рублей — за один пункт приема ставок букмекерской конторы.
Налоговую декларацию за истекший налоговый период (месяц) представляют обычно в налоговую инспекцию по месту регистрации объектов налогообложения. Делают это не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговую декларацию заполняют с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший месяц (п. 2 ст. 370 НК РФ).