Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Реорганизация и ликвидация – это процедуры, посредством которых можно завершить деятельность некоммерческой организации (НКО). Отличие реорганизации состоит в образовании новых организаций, обладающих полным или частичным объемом прав своего предшественника.

Реорганизация некоммерческих организаций: в автономную (ано)

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, утвержденный ее учредителями.

Ликвидация автономной некоммерческой организации осуществляется на основании решения ее учредителей или уполномоченным на то органом.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено право автономной некоммерческой организации (АНО) на реорганизацию.

  • уведомления о начале процедуры реорганизации по форме Р12003;
  • решения коллегиального высшего органа управления АНО о реорганизации.

Следует отметить некоторую особенность предоставления уведомления о начале процедуры реорганизации АНО.

На основании указанных документов налоговым органом вносятся в ЕГРЮЛ сведения о том, что АНО находится в процессе реорганизации.

При использовании обоих способов имеется возможность подать одновременно документы на две публикации.

Целевое финансирование

Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.

Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.

А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.

Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.

Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.

Бухучет НКО для начинающих пошагово

  1. Заключаем договор на ведение учета с НКО, в котором прописываем наши обязанности и закрепляем количественные показатели (количество собственников, членов, сотрудников, расчетных счетов и т.д.)
  2. Изучаем особенности ведения учета в НКО и основные бухгалтерские проводки.
  3. Запрашиваем у правления или составляем учетную политику, смету.
  4. Выбираем программу 1С для ведения учета в НКО.
  5. Разрабатываем план счетов некоммерческой организации в соответствии с возможностями выбранной программы 1С.
  6. Заносим данные в 1С, заполняем справочники, при необходимости переносим остатки из прежней бухгалтерской базы.
  7. Приступаем к ведению учета НКО. Контролируем сроки сдачи отчетности, исходя из применяемой системы налогообложения.

Последние изменения в законодательстве для НКО в 2021 году

Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:

  1. добровольная реорганизация;
  2. принудительная реорганизация.

Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.

В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:

  • разделения
  • выделения.

И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.

Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.

Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).

Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.

Условие ведения деятельности Характеристика
Организация не имеет членства Управление организацией осуществляют учредители
Имущество, переданное учредителями, становится собственностью АНО При выходе из состава учредители не имеют права на получение внесенного ранее имущества
Учредители не отвечают по обязательствам организации Ответственность может покрываться за счет имеющегося на балансе имущества
Организация имеет право вести деятельность Прибыль принадлежит организации и направляется на решение задач

Реорганизация некоммерческой организации: формы, этапы и особенности

Преобразование некоммерческой структуры в коммерческое предприятие производится не для всех организационных форм. Перевод разрешен для НКО, сформированных в виде:

  • Некоммерческого партнерства, основанного на членстве лиц. Имущество, переданное партнерству, становится его собственностью.
  • Частного учреждения, созданное собственником. Имущество, переданное учреждению, находится у организации в ответственном управлении.

Спорным вопросом является возможность преобразования в ООО, АО общественных организаций, порядок перевода которых законодательством не описан. Не запрещена реорганизация в форме слияний или присоединения к другим общественным организациям. В отношении фондов законодательством установлен прямой запрет. Реорганизация фондов осуществляется только в виде ликвидации.

  • устное консультирование по вопросам реорганизации Некоммерческой Организации;
  • экспертиза действующих документов НКО;
  • разработка плана реорганизации, согласование порядка и сроков реорганизации;
  • подготовка полного пакета документов для процедуры реорганизации НКО;
  • осуществление представительства и сопровождение процедуры реорганизации некоммерческой организации в Министерстве Юстиции.

Иногда реорганизацию провести невозможно, тогда делают ликвидацию, а потом создают новое общество. Бывает и такое, что нельзя преобразовать одну организацию в другую – причины этого были описаны выше. В общем случае ликвидация некоммерческого объединения происходит по тем же правилам, что и коммерческого.

Этапы процедуры следующие:

  • Принимается и документально оформляется решение о ликвидации.
  • Уведомляется налоговая служба или другой регистрирующий орган.
  • Делается публикация в специализированной прессе о предстоящей ликвидации.
  • Происходит сверка отчетности с налоговой службой, бюджетными фондами, кредиторами и другими организациями и физическими лицами.
  • Составляется ликвидационный баланс, который утверждается в налоговой службе.
  • Вносится изменение в реестр о том, что НКО прекратило свою деятельность.

Имущество распределяется в соответствии с уставными целями, для которых создавалось предприятие. При ликвидации НКО к учредителям уставной капитал не переходит.

Читайте также:  Размер пенсии по инвалидности в 2023 году

При ведении деятельности иногда возникает необходимость в разукрупнении образования. Проводится разделение организации с получением после преобразования нескольких лиц, число которых не имеет ограничения. Процедура считается завершенной после внесения записи в реестр о прекращении существования реорганизуемой организации.

На этапе подготовки документов при разделении требуется:

  • Созвать собрание и утвердить решение об реорганизации.
  • Определить функции каждой вновь создаваемой организации.
  • Принять решения о реквизитах новых организаций, учредительных документах и других важных организационных моментах.
  • Составить передаточный акт при распределении имущества и денежных, находящегося в собственности НКО.
  • Определить порядок завершения проектов, находящихся в работе у первоначальной организации.

Укрупнение некоммерческих организаций производится для улучшения эффективности реализации проектов. В процессе реорганизации имеющиеся лица прекращают существование с образованием новых организаций. Права и обязательства действующих некоммерческих организаций переходят к новому юридическому лицу.

О передаче прав составляется акт. Состав положений учредительных документов утверждается без учета предыдущих условий ведения деятельности. Новая некоммерческая организация должна определить форму налогообложения.

АНО «Север» и АНО «Парнас» приняли решение о реорганизации в форме слияния. В дополнение к уставной деятельности организации оказывали платные услуги. АНО «Север» применяла для налогообложения систему ЕНВД.

После слияния выяснилось, что заявление о постановке на учет как плательщика ЕНВД следует представить вновь. При использовании системы с общеустановленной потребуется вести раздельный учет. Вывод: учетные данные о системах налогообложения после слияния потребуется представлять заново.

Порядок организации и всех видов реорганизации НКО регулируется законом, он же определяет правовое положение их деятельности. Процедуры должны проходить со строгим соблюдением регламента, иначе учредители рискуют навлечь на себя административную или уголовную ответственность. Ход работ регулирует ФЗ «О некоммерческих организациях».

Существует несколько видов реорганизации, вот ее формы:

  • Слияние. В этом случае из двух и более компаний создается новая организация. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц передаются новому. Все они прекращают свою деятельность, соответствующие изменения вносятся в реестр. Процесс регулируется передаточными документами.
  • Присоединение. Одна организация продолжает свою деятельность, а остальные, которые присоединяются к ней, прекращают ее, передавая все права и обязанности преемнику.
  • Выделение. В этом случае создается несколько дополнительных организаций. При реорганизации в форме выделения головное общество продолжает свое существование. Формируется разделительный и передаточный баланс, на их основе частично передаются права и обязанности новым юридическим лицам.
  • Преобразование. В этом случае преобразуется правовая форма организации, новое юридическое лицо получает все права и обязанности. Процесс регулируется передаточным актом.
  • Разделение. В этом случае организация делится на несколько других, и сама она перестает существовать, но все новообразовавшиеся компании становятся правопреемниками. Формируется разделительный баланс.

Реорганизация коммерческих организаций в ряде случаев регулируется законом не так строго, как некоммерческих. Некоторые виды процедур провести будет очень сложно, какие-то преобразования и вовсе невозможно.

Один из самых сложных видов реорганизации – это преобразование НКО. Порядок жестко регламентирован. Не все виды некоммерческих организаций можно преобразовать друг в друга:

  • Некоммерческое партнерство (НП) можно преобразовать в автономную некоммерческую организацию (АНО) или в коммерческое юридическое лицо (ЗАО, ООО).
  • АНО можно преобразовать в фонд.
  • Ассоциация и союз могут быть превращены в фонд, АНО, коммерческое юридическое лицо, товарищество или некоммерческое партнерство.

В законе встречаются статьи примерно такого вида: «…общество вправе преобразоваться в хозяйственное товарищество…», но порядок такого преобразования должен регулироваться законом. А соответствующих законов нет. Теоретически преобразование возможно, но так как его способ не определён, то и на практике осуществить это никак нельзя.

Многих волнует, можно ли реорганизовать некоммерческую организацию в ООО или в ЗАО? Нет, процедура такого преобразования законом не сформирована. Но не исключено, что она появится, так как возможность для нее в законодательстве имеется.

Аналогично, нельзя преобразовать ООО или ЗАО в НКО. Формулировка такая же точно: в теории это возможно, но нет статей ФЗ, которые бы это регулировали. Таковы особенности закона в РФ. А вот преобразование НКО в СРО возможно, ведь многие некоммерческие организации и являются саморегулируемыми.

Процедура описана в общем виде, так как все виды НКО сильно различаются. Точный способ преобразования нужно уточнять в государственных органах. Делается все так:

  1. Сначала принимается решение о необходимости провести реорганизацию. Если компания одна, она должна оформить решение на управляющем собрании и подготовить протокол. Если компаний несколько, такие решения требуются от каждой из них. Решение необходимо принять единогласно.
  2. Затем нужно подать документы в органы регистрации. Некоторые организации подают документы в ФНС, некоторые в Минюст, некоторые в ФРС.
  3. Далее проводятся сверки балансов и отчетностей с ФНС и бюджетными фондами, публикации о предстоящей процедуре в прессе, согласование передаточных и разделительных балансов. Иногда нужно открыть или закрыть счет, выполнить дополнительные операции.
  4. Когда все готово, учредительные органы вносят изменения в реестр юр.лиц. Реорганизация считается завершенной, когда в реестр будут внесены все данные обо всех новообразованных юридических лицах.

Бумаги, которые нужно представить в налоговую во время первого визита:

  • уведомление о реорганизации, форма Р12003;
  • протокол решения собрания учредителей;
  • решения о реорганизации со стороны всех участников.

После этого ФНС вносит записи в реестр о том, что общества-участники приступили к реорганизации. Какие-то из них приступили к ликвидации, если процесс приведет к прекращению и деятельности. Уведомить налоговую о предстоящей процедуре необходимо в течение трех рабочих дней с момента проведения собрания. Теперь делаются дополнительные процедуры, такие как согласование отчетности, публикации, уведомление кредиторов и другое.

Далее во второй визит нужно принести следующие бумаги:

  • заявление, форма Р12001;
  • информация об учредителях: паспортные данные;
  • коды ОКВЭД.

Учредительные документы для создания новых юридических лиц, которые появятся в ходе реорганизации.

Чтобы завершить реорганизацию созданием новых компаний, нужно предоставить следующие бумаги:

  • устав организации. Должен быть утвержден учредителями и подготовлен по правилам;
  • учредительный договор;
  • решение о реорганизации, в котором указан состав назначенных за это ответственных комиссий или управляющего;
  • при слиянии: договор о слиянии;
  • передаточный акт или разделительный баланс;
  • оплаченная госпошлина за регистрацию юридического лица;
  • гарантийное письмо или другой документ, в котором содержатся сведения о юридическом адресе;
  • дополнительные документы, точный список которых зависит от типа создаваемого общества.

Иногда реорганизацию провести невозможно, тогда делают ликвидацию, а потом создают новое общество. Бывает и такое, что нельзя преобразовать одну организацию в другую – причины этого были описаны выше. В общем случае ликвидация некоммерческого объединения происходит по тем же правилам, что и коммерческого.

Этапы процедуры следующие:

  • Принимается и документально оформляется решение о ликвидации.
  • Уведомляется налоговая служба или другой регистрирующий орган.
  • Делается публикация в специализированной прессе о предстоящей ликвидации.
  • Происходит сверка отчетности с налоговой службой, бюджетными фондами, кредиторами и другими организациями и физическими лицами.
  • Составляется ликвидационный баланс, который утверждается в налоговой службе.
  • Вносится изменение в реестр о том, что НКО прекратило свою деятельность.

Имущество распределяется в соответствии с уставными целями, для которых создавалось предприятие. При ликвидации НКО к учредителям уставной капитал не переходит.

  • Что нового произошло в процедуре реорганизации юридических лиц в 2021 году
  • Отмена реорганизации в форме присоединения
  • Реорганизация ООО путем разделения
  • Пошаговая инструкция по созданию НКО, ООО, ПАО под ключ (примеры 2016 г.)
  • Регистрация образовательных организаций и учреждений
  • Создание благотворительных и социально ориентированных организаций
  • Смена учредителей в Фонде. Получение выписки в Минюсте.
  • FAQ по регистрации фирмы для открытия ООО, НКО, ИП
  • Образцы, формы и бланки документов на регистрацию
  • Купить готовую фирму или сделать фирму под заказ? Плюсы и минусы
  • Ликвидация ООО с долгами: присоединение (слияние) или продажа ООО
  • Отказ в государственной регистрации. Причины и последствия
  • Госпошлина за регистрацию НКО не возвращается
  • Смена учредителей в АНО. Новая выписка ЕГРЮЛ.
  • Способы ликвидации ООО путем слияния и присоединения фирмы в регионе и в Москве
  • Как вывести учредителей из НКО с регистрацией в ЕГРЮЛ
  • Ответственность генерального директора при ликвидации ООО
  • Штрафы за несдачу отчетов и ответственность НКО
  • Присоединение (слияние) ООО без налоговой проверки
  • Преобразование нко в ано особенности

    Основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации выделяют два основных два вида реорганизации:

    1. добровольная реорганизация;
    2. принудительная реорганизация.

    Так, добровольную реорганизацию юридических лиц (в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) осуществляют на основании решения уполномоченного органа управления (как правило, это высший орган управления). Устав некоммерческой организации должен содержать сведения об органе управления Некоммерческой организации, уполномоченном на принятие решения о реорганизации некоммерческой организации.

    В некоторых ситуациях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридических лиц в форме разделения или выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц происходит на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

    То есть принудительную реорганизацию можно применять только по отношению к двум ее видам:

    • разделения
    • выделения.

    И данная принудительная реорганизация должна осуществлять только на основании решения уполномоченного государственного органа или на основании решения суда.

    Также, в случаях, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования можно осуществить только на основании согласия уполномоченного государственного органа.

    Обязательное условие для реорганизации юридического лица — это наличие передаточного акта или разделительного баланса. В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения о правопреемстве всех обязательств реорганизуемой организации по отношению ко всем его кредиторам и должникам, в том числе обязательства, которые оспариваются сторонами, которые утверждаются учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и отправляются с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительный документ существующего юридического лица. Одновременно с учредительными документами юридического лица должны передавать передаточный акт или разделительный баланс. Их отсутствие или отсутствие в акте и балансе сведений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной организации влечет отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    Читайте также:  Как отразить зарплату за декабрь 2022 года в расчете 6-НДФЛ

    Законодательство предусматривает дополнительные гарантии для обеспечения реализации прав кредиторов реорганизуемой организации. Например, организация после трех рабочих дней с даты принятого решения о ее реорганизации должна в письменном виде информировать Минюст России и его территориальные органы о том, что организацию начала реорганизации и форму реорганизации. В случае, если в реорганизации учувствуют два и более юридических лица, то такое уведомление должно направлять юридическим лицом, которое последнее приняла решение о реорганизации. Основываясь на таком уведомлении Министерство юстиции вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц. Запись содержит в себе сведения о том, что организация начала процедуру реорганизации.

    Юридическое лицо, которое находится в стадии реорганизации, после внесения соответствующей записи о реорганизации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана дважды, с периодичностью 1 раз в месяц, размещать в журнале «Вестник государственной регистрации» (средство массовой информации, которое публикует сведения о государственной регистрации юридических лиц), уведомление о реорганизации данного юридического лица. Если в реорганизации учувствует два и более юридических лица, то уведомление о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

    Уведомление о реорганизации содержит в себе информацию о каждом участнике реорганизации, сведения о создаваемой или продолжающей деятельность в результате реорганизации организации, сведения о форме реорганизации, сведения о порядке и условиях заявления кредиторами своих требований, а также содержатся сведения, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

    Общее правило, которое установлено действующим законодательством Российской Федерации, гласит, что некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации. Но есть и исключения. В случае присоединении к одному юридическому другого юридического лица первое из них считается реорганизованной с даты внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

    Действующее законодательство Российской федерации регулирует порядок регистрации вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица (юридических лиц) и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного юридического лица (юридических лиц).

    Если обобщить все вышесказанное, то можно выделить три основных этапа реорганизации.

    Примерами автономный организаций могут быть:

    1. компании, оказывающие юридические консультации и услуги и мн. др.
    2. физкультурные и спортивные центры;
    3. клиники;
    4. спортклубы
    5. образовательные центры;
    6. пансионаты;

    Существует 2 пути образования автономной некоммерческой организации:

    • Внесение добровольных взносов частных лиц, компаний, органов власти.
    • Реорганизация ранее созданного юридического лица.

    Учредителями могут стать как граждане и коммерческие компании, так и государство в лице федеральных, региональных органов власти или органов местного самоуправления. Организация создается за счет добровольных взносов ее учредителей – одного или нескольких. Эти имущественные взносы становятся собственностью компании и остаются ею вплоть до . При этом учредители не отвечают по обязательствам учреждения, равно как и наоборот.

    [2]

    При выборе НКО необходимо начать с изучения правового поля, поскольку вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом. Самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом в РФ.

    Статьи 13, 14, 30 Конституции РФ регулируют правовые аспекты деятельности НКО. Ниже приведены выдержки из вышеуказанных статей Конституции РФ: Статья 13: п.4 Общественные объединения равны перед законом. п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    Статья 14: п. 2 Религиозные объединения отделены от государства и

    Эта норма закона в достаточной мере законом не урегулирована, поэтому вся ответственность за осуществление надзора за деятельностью АНО лежит на учредителях. Если учредителем организации является государство РФ, её субъект или муниципальное образование, то контроль за деятельностью АНО возлагается на орган, являющийся учредителем.

    Система управления организацией требует обязательного существования высшего органа управления, причём обязательно коллегиального (не менее двух человек).

    При этом перед ними открыта возможность для осуществления предпринимательской деятельности.

    Но основанием для подобной инициативы может быть только достижение уставных целей. Стоит отметить тот факт, что разные виды некоммерческих общественных организаций получают от государства определенные льготы, касающиеся уплаты налогов.

    Что касается законодательной базы, регулирующей различные грани деятельности таких структур, то искать ее стоит в Гражданском кодексе РФ, а если говорить более подробно, то в разделе «Некоммерческие организации».

    Именно здесь содержатся все характеристики, касающиеся гражданско-правового статуса подобных сообществ и порядок получения ими, а также эксплуатации любого имущества.

    Создавая бизнес, предприниматель выбирает для регистрации одну из организационно-правовых форм (ООО, ПАО, НАО). В отдельных случаях вести бизнес проще в качестве ИП, а такой вид правового формата, как некоммерческие организации (НКО), предприниматели не рассматривают. Целью предприятий этого типа не является деятельность с целью получения дохода, однако стоит знать, что НКО используются и для ведения некоторых сфер бизнеса. В нашем материале мы рассмотрим недостатки и преимущества некоммерческих организаций.

    Компании некоммерческого типа существуют как независимые юридические объекты. Таким предприятиям разрешается формировать материальную базу, образованную посредством пожертвований, взносов, вкладов. Поступившие средства компания использует для выплат задолженностей по обязательствам и реализации целей учредителей. Деятельность НКО направлена на благотворительность, социальные потребности граждан, поддержку научных разработок, политические и религиозные сферы (ст. 50 ГК РФ).

    Выделяют два основных вида НКО:

    • Корпоративные (основатели организаций участвуют в жизни компании, объединяются в членства).
    • Унитарные (основатели не являются их участниками).

    К корпоративным компаниям относятся:

    • Крестьянские хозяйства.
    • Этнические общины.
    • Общественные союзы.
    • Кооперативы производственного и потребительского направления.
    • Товарищества владельцев жилых площадей.

    К унитарным организациям причисляются муниципальные учреждения, общественные организации, благотворительные фонды, религиозные и правовые сообщества.

    В соответствии с законом РФ «О некоммерческих организациях» НКО функционируют в установленных формах:

    • Общественные и религиозные организации. Создаются добровольным соглашением граждан, чтобы удовлетворить духовные и другие нематериальные потребности. Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
    • Общины малочисленных коренных народов РФ. Такие народы объединяются по признаку родства, территориальной близости для сохранения культуры и традиционно принятого жизненного уклада.
    • Казачьи общества. Сообщества граждан для воссоздания традиций российского казачества. Их участники берут обязательства нести государственную или другую службу. Такие НКО образуются хуторскими, станичными, городскими, районными и войсковыми обществами казаков.
    • Фонды. Формируются за счет добровольных вкладов граждан или юридических лиц с целью проведения благотворительности, поддержки культурно-образовательных мероприятий и др. Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
    • Государственные корпорации. Учреждаются РФ за счет материального взноса. Образуются для внедрения общественно важных функций, в том числе управленческих и социальных.
    • Государственные компании. Создаются РФ на основе имущественных взносов с целью осуществления государственных услуг и прочих функций с использованием собственности государства.
    • Некоммерческие партнерства. Создаются физическими и юридическими лицами для формирования различных общественных благ.
    • Частные учреждения. Создаются собственником с целью реализации функций некоммерческого характера, в т. ч. управленческих, социально-культурных.
    • Государственные, муниципальные учреждения. Создаются РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Могут быть автономными, бюджетными и казенными. К основным целям относится реализация полномочий в социально-культурных направлениях.
    • Автономные некоммерческие организации. Их формируют с целью оказания общественно нужных услуг в разных социальных сферах.
    • Ассоциации (союзы). Их создают для защиты совместных, чаще профессиональных, интересов их членов.

    Выделение с созданием новых организационных форм

    Процедура выделения лица состоит в сохранении имеющейся организации и одновременном создании новых лиц. Правопреемство новых организаций возникает в ограниченном порядке. Для проведения процедуры до представления документов требуется пройти подготовительный этап:

    • Созвать общее собрание, конференцию учредителей, членов ассоциации, союза и иных лиц, участвующих в ведении деятельности и имеющих право принятия решения.
    • Вынести на повестку вопрос о реорганизации в форме выделения.
    • Принять решение об инвентаризации имущества, денежных средств, обязательств.
    • Рассмотреть и утвердить передаточный акт. Принимаемые решения фиксируются в протоколах.

    Формы реорганизации НКО

    Порядок организации и всех видов реорганизации НКО регулируется законом, он же определяет правовое положение их деятельности. Процедуры должны проходить со строгим соблюдением регламента, иначе учредители рискуют навлечь на себя административную или уголовную ответственность. Ход работ регулирует ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Читайте также:  Учет объектов на забалансовых счетах в свете последних изменений

    Существует несколько видов реорганизации, вот ее формы:

    • Слияние. В этом случае из двух и более компаний создается новая организация. Все права и обязанности предыдущих юридических лиц передаются новому. Все они прекращают свою деятельность, соответствующие изменения вносятся в реестр. Процесс регулируется передаточными документами.
    • Присоединение. Одна организация продолжает свою деятельность, а остальные, которые присоединяются к ней, прекращают ее, передавая все права и обязанности преемнику.
    • Выделение. В этом случае создается несколько дополнительных организаций. При реорганизации в форме выделения головное общество продолжает свое существование. Формируется разделительный и передаточный баланс, на их основе частично передаются права и обязанности новым юридическим лицам.
    • Преобразование. В этом случае преобразуется правовая форма организации, новое юридическое лицо получает все права и обязанности. Процесс регулируется передаточным актом.
    • Разделение. В этом случае организация делится на несколько других, и сама она перестает существовать, но все новообразовавшиеся компании становятся правопреемниками. Формируется разделительный баланс.

    Ликвидация некоммерческих организаций

    Иногда реорганизацию провести невозможно, тогда делают ликвидацию, а потом создают новое общество. Бывает и такое, что нельзя преобразовать одну организацию в другую – причины этого были описаны выше. В общем случае ликвидация некоммерческого объединения происходит по тем же правилам, что и коммерческого.

    Этапы процедуры следующие:

    • Принимается и документально оформляется решение о ликвидации.
    • Уведомляется налоговая служба или другой регистрирующий орган.
    • Делается публикация в специализированной прессе о предстоящей ликвидации.
    • Происходит сверка отчетности с налоговой службой, бюджетными фондами, кредиторами и другими организациями и физическими лицами.
    • Составляется ликвидационный баланс, который утверждается в налоговой службе.
    • Вносится изменение в реестр о том, что НКО прекратило свою деятельность.

    Реорганизация некоммерческих организаций

    Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме:

    Некоммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций), за исключением случаев реорганизации в форме присоединения (в отличие от других форм реорганизации при присоединении не образуется новое юридическое лицо

    1. Учреждение может быть преобразовано в:

    Решение о преобразовании учреждения принимается собственником

    2. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

    3. Ассоциация или союз может быть преобразована в:

    Решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми ее (его) членами.

    4. Общественная организация может быть преобразована в:

    5. Казачье общество может быть преобразовано в:

    6. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

    Реорганизация некоммерческих организаций осуществляется в два этапа.

    Перечень документов, представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческих организаций:

    Документы, необходимые для 1 этапа

    после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц некоммерческая организация размещает в СМИ информацию

    о своей реорганизации с указанием:

    Данные публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации»

    Документы, необходимые для 2 этапа

    Уведомление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

    В случае участия в реорганизации двух и более некоммерческих организаций уведомление направляется организацией, последней принявшей решение о решении либо определенной решением о реорганизации

    По истечении трех месяцев после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации представляются:

    1. Заявление о государственной регистрации в связи с завершением реорганизации юридического лица (юридических лиц) (форма №Р12016)

    Заявление заполняется на каждое вновь возникающее юридическое лицо*.

    Заявление представляется в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

    2. Учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально заверенные копии) в трех экземплярах.

    3. Договор о присоединении (в случае реорганизации в форме присоединения) в двух экземплярах

    4. Передаточный акт (в случае реорганизации в форме разделения, выделения) – в двух экземплярах

    5. Документ об уплате государственной пошлины*

    *Примечание: Обращаем внимание, что заявитель вправе, но не обязан представлять указанный документ.

    При реорганизации в форме присоединения госпошлина не оплачивается.

    6.Документ, подтверждающий представление некоммерческой организацией сведений о страховых взносах и страховом стаже. Обращаем внимание, что заявитель вправе, но не обязан представлять данный документ.

    2. Решение о реорганизации: в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

    В целом, порядок регистрации автономной некоммерческой организации и некоммерческой организации другого юридического лица ничем не отличается. Потребуется созвать собрание учредителей, утвердить решение о создании организации, заполнить форму Р11001, оплатить государственную пошлину, предоставить квитанцию об оплате и устав в двух экземплярах.

    После регистрации все имущество становится собственностью АНО, а заявитель на руки получает лист записи из ЕГРЮЛ и может осуществлять свою деятельность на законных основаниях.

    В случае подачи документов через уполномоченного представителя у него на руках должна быть нотариально заверенная доверенность.

    Отказ в регистрации организаций с формой собственности АНО заявители получают достаточно редко. Чаще всего это происходит из-за невнимательности либо при предоставлении неполного пакета документов. Также некоторые заявители обращаются не в тот регистрирующий орган, то есть не по месту будущего местонахождения АНО. Некоторые лица умудряются предоставить документы через уполномоченное лицо, забывая о том, что в таком случае листы формы Р11001 должны быть нотариально заверены.

    Кто может быть учредителем?

    В качестве учредителей организации формы АНО могут выступать как юридические, так и физические лица. Граждане должны быть полностью дееспособными и совершеннолетними. Учредителем АНО могут иностранцы и иностранные юридические лица, но за малым исключением:

    • если относительно гражданина иностранного государства или лица без гражданства на территории РФ принято решение о нежелательности его нахождения в пределах страны;
    • если деятельность организации приостановлена в связи с проповедованием экстремистских взглядов;
    • если в отношении лица было судебное разбирательства и установлен факт экстремистской деятельности.

    Учреждать АНО могут и государственные, муниципальные органы. Однако такой учредить должен обладать статусом юридического лица.

    Теперь понятно, что это за форма организации — АНО. Как ее ликвидировать? Причин для ликвидации может быть несколько:

    • достижение поставленной цели при открытии;
    • невозможность достичь поставленных целей;
    • финансовая несостоятельность;
    • утрата интереса к проводимой деятельности;
    • решение суда.

    Поэтому существует три варианта упразднения АНО: добровольное, принудительное и через процедуру банкротства. Хотя есть и более простые процедуры, к примеру, передача прав на управление правопреемнику или процедура реструктуризации, поглощения.

    На практике чаще всего происходит именно добровольная ликвидация. В этом случае для начала потребуется провести собрание всех учредителей и принять соответствующее решение, которое необходимо оформить протоколом. Сформировать пакет документов для подачи в органы ФНС:

    • протокол общего собрания;
    • заявление по форме РН0005, то есть уведомление о том, что принято решение о ликвидации;
    • заявление по форме РН0006, то есть уведомление о том, что сформирована ликвидационная комиссия;
    • документы о регистрации АНО (выписка из ЕГРЮЛ);
    • документ о постановке на налоговый учет.

    Все эти документы потребуется передать в налоговую службу не позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

    Далее необходимо опубликовать соответствующее сообщение в «Вестнике государственной регистрации». В объявлении необходимо прописать сроки, в которые могут обратиться кредиторы со своими имущественными претензиями.

    Ликвидационная комиссия должна попытаться взыскать всю дебиторскую задолженность, составить персональные уведомления о ликвидации всем кредиторам. Следующий этап – составление ликвидационного баланса (промежуточного) и утверждение его на собрании учредителей. После утверждения, необходимо подать уведомление в органы ФНС по форме РН007, о том, что сформирован промежуточный баланс. Теперь производятся окончательные расчеты с кредиторами в порядке очереди, определенной действующим законодательством. В случаях, когда средств не хватает для погашения долговых обязательств, имущество АНО выставляется на публичные торги.

    Решение о создании Автономной некоммерческой организации принимает учредитель (учредители), а вот разрешение на регистрацию АНО или запрет регистрации — этот вопрос лежит в ведении федерального органа исполнительной власти.

    Для регистрации АНО нужно подготовить такие документы:

    • заявление о намерении создать автономную некоммерческую организацию;
    • копии паспортов учредителей, если учредители – физические лица, или выписку из ЕГРЮЛ – если учредителями являются юридические лица;
    • копию паспорта будущего руководителя АНО;
    • перечень ОКВЭД;
    • сведения о месте нахождения организации;
    • квитанцию об уплате госпошлины;

    Срок регистрации АНО – до 30 дней. Размер госпошлины – 4000 рублей. Стоимость услуги регистрации – 15000 рублей.

    В чем плюсы автономной некоммерческой организации

    Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета. Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц. Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли. Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *