Инсайдерская торговля: что это такое и почему запрещено

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инсайдерская торговля: что это такое и почему запрещено». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В документе отмечается, что предоставление сотрудникам ЦБ права беспрепятственного доступа в помещения проверяемых организаций и их компьютерам фактически означает наделение Банка России полномочиями правоохранительного органа. При этом законопроект не содержит положений о введении каких-либо форм судебного контроля за изъятием документов и информации в ходе проводимых проверок. Используя новые права, предусмотренные законопроектом, сотрудники ЦБ получат по факту неограниченный доступ к коммерческой и служебной тайнам, а также персональным данным. При этом по российскому законодательству даже сотрудники правоохранительных органов не могут получить доступ к таким сведениям без предварительного получения судебного решения.

Беспрепятственный доступ ЦБ в офис

В РСПП считают, что расширение полномочий служащих регулятора не только создает предпосылки для коррупционного поведения при осуществлении проверочных мероприятий, но и может существенно затруднить деятельность компаний.

Для защиты прав и интересов компаний, а также исключения возможных злоупотреблений РСПП предлагает предусмотреть в законопроекте исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, а также установить ответственность Банка России за повреждение или уничтожение оборудования и информации, которые были допущены по вине работников в результате проверок.

О критериях инсайдерской информации

Также бизнес против перевода регулирования вопроса использования инсайдерской информации с уровня федеральных законов на уровень нормативных актов ЦБ. Законопроект наделяет Банк России правом самостоятельно определять в каждом конкретном случае, является ли инсайдерской информация, не включенная в соответствующий перечень.

В письме отмечается, что инсайдерской может признаваться любая информация, появление которой предшествовало существенному изменению цены финансовых инструментов, валюты или товаров. Однако причинами существенного изменения цены финансовых инструментов могут являться такие обстоятельства, сведения о которых не всегда могли бы очевидно свидетельствовать о возможности наступления таких последствий, то есть обладатели этой информации могли не воспринять ее в качестве инсайдерской.

Инсайдерская информация. Что это такое?

Инсайдерская информация – юридический термин, означающий некие конкретные конфиденциальные данные о работе компании, которые раньше не были доступны общественности. Обнародование таких данных может вызвать колебание цены на акции фирмы.

«Инсайдерская» означает «внутренняя» (inside в переводе с англ. — «внутри»). То есть это такие данные, которые должны (как минимум — до определённого момента) сохраняться внутри компании

Инсайдерская информация доступна сотрудникам, однако раскрытие ее для широкой общественности может быть запрещено. Она может составлять банковскую, коммерческую или служебную тайну.

К таким конфиденциальным данным можно отнести, например:

  • данные о доходе фирмы за год (до того, как эта информация была официально опубликована самим предприятием);
  • новость о возможной смене руководства;
  • новости о слиянии или поглощении компаний;
  • выпуск новинок;
  • внедрение инновационной технологии;
  • уникальные методики и рецепты.

Обобщенные признаки инсайдерской информации:

  • в ней содержатся конкретные данные;
  • данные не известны широкому кругу лиц и их нет в открытом доступе;
  • обнародование этой информации может повлиять на стоимость акций или других биржевых активов;
  • обладающий этими знаниями человек имеет преимущество перед другими участниками биржевой торговли и в случае применения этих знаний может извлечь выгоду.

Законодательная база в России

В России все, связанное с инсайдерской информацией, регулирует федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

За нарушения в этой сфере может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

Эксперты по информационной безопасности говорят о высокой угрозе рынку ценных бумаг от неправомерного раскрытия инсайдерской информации и при этом отмечают, что сегодня более половины сделок заключаются именно в связи с утечками таких данных. Обладание такой информацией дает ее носителю преимущество и возможности манипулировать ценами при заключении сделок на бирже.

Штраф за неправомерное использование инсайдерской информации:

  • для физического лица составит от 3 до 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица – от 30 до 50 тысяч рублей (или отстранение от должности на срок от 1 до 2 лет);
  • для юридического лица – от 700 тысяч рублей (или соответственно незаконно полученной прибыли, а также сообразно причинённым компании убыткам).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Читайте также:  Утверждена форма РСВ на 2023 год

Ответственность за незаконное использование информации относящейся к разряду инсайдерской

Фондовый рынок — это такая структура, одним из основных принципов работы которой, должны являться прозрачность, честность и равные конкурентные условия для всех участников. А использование инсайдерской информации, даёт несоизмеримое преимущество лицам её использующим, перед всеми остальными инвесторами. Поэтому, во всех цивилизованных странах действуют законы направленные на противодействие использованию информации такого рода.

В России, за незаконное использование инсайдерской информации может быть наложена как административная, так и уголовная ответственность. Административная ответственность предусмотрена статьёй 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации». Она выражается в штрафах (3000-5000 рублей для физических лиц, 30000-50000 рублей для должностных лиц) и в компенсации тех сумм которые были получены благодаря практическому применению инсайдерской информации.

Кстати, убытки, которых удалось избежать благодаря использованию инсайдерской информации, также подпадают под действие законов и их суммы также подлежат конфискации.

Опыт борьбы с манипулятивными сделками

Манипулирование на финансовом рынке нарушает принципы свободной торговли ценными бумагами, справедливый механизм ценообразования, не позволяет добросовестным инвесторам квалифицированно принимать решения и тем самым наносит им ущерб, подрывая основы существования важнейшей составляющей всей рыночной экономики. Именно поэтому в развитых странах действует целая система законодательных мер для борьбы с инсайдерскими сделками и манипулированием на финансовых рынках, которые рассматриваются в качестве серьезных правонарушений.

Инсайдерские сделки и сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели: извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому регулирование этих вопросов (выявление недобросовестных сделок и установление наказания за них) осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов.

Причем, если по вопросу о необходимости государственного вмешательства в деятельность финансовых рынков существуют различные мнения и позиции, то по вопросу о необходимости жестко пресекать мошенничество на финансовых рынках, все единодушны.

Помимо законодательства важную роль в борьбе с манипулированием и инсайдом играют саморегулируемые финансовые организации — биржи и другие саморегулируемые организации, внутренние правила которых также содержат запреты на мошеннические действия и предусматривают меры дисциплинарного воздействия.

В большинстве развитых стран и, прежде всего стран с англосаксонской моделью развития, исторически регулирование фондовых сделок осуществлялось самими биржами, которые рассматривались как конкурентные рынки. Однако уже в начале XX в. стало ясно, что биржевое регулирование правил игры самими профучастниками никак не защищает интересы инвесторов. Манипуляции с ценами и иные финансовые махинации становились распространенной практикой и приняли особенно широкий размах в период экономического бума и роста рынка акций в начале XX в. Однако законодательные акты, запрещающие манипулирование на рынке ценных бумаг, были приняты только в 30-е гг. в США, где и получили наиболее полное развитие.

Впервые в мировой истории появились законы (1933 и 1934 гг.), поставившие во главу угла принцип защиты инвесторов от недобросовестных рыночных практик и обеспечение свободы ценообразования на рынке ценных бумаг. В настоящее время в большинстве развитых и развивающихся стран существует законодательный запрет на осуществление недобросовестных сделок с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Причем по мере развития финансовых рынков совершенствуется и регулирующее их законодательство. Предметом регулирования являются уже не только ликвидные ценные бумаги, торгуемые на организованных рынках, как это было вначале, а, например, «финансовые инструменты», как сформулировано в Директивах ЕС, или «инвестиции», как в законодательстве Великобритании, которые включают также валютные сделки, товарные фьючерсы и некоторые другие виды деривативов. Европейское сообщество разработало специальное законодательство, направленное на противодействие недобросовестной рыночной практике (market abuse), при том, что в большинстве стран эти вопросы рассматриваются в различных законодательных актах о ценных бумагах и финансовой деятельности.

Первый государственный орган надзора также был создан в США в 30-е гг. — Комиссия по ценным бумагам и биржам — Securities and Exchange Commission (SEC). Впоследствии этот путь прошли и другие страны. Следует, однако, подчеркнуть, что вплоть до 80-х гг. XX в. далеко не во всех развитых, не говоря уже о развивающихся, странах, существовал столь проработанный и эффективный законодательный механизм, как в США. Только начиная с 90-х гг. в условиях бурного роста финансовых рынков процесс этот активизировался, и немаловажную роль в этом сыграла Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

Международный опыт свидетельствует, что создание законодательной базы для борьбы с манипулятивными сделками — важное, но не единственное условие успешности этой борьбы. Как справедливо отметил один из директоров SEC в своем выступлении на ежегодной конференции IOSCO в Сеуле (Южная Корея): «… просто хороших законов и регулирований недостаточно, если не будет обеспечено правоприменение этих законов и стандартов». Данное положение теперь также стало аксиомой для большинства развитых и развивающихся рынков, но степень его реализации по-прежнему неодинакова. Наибольшими полномочиями обладает SEC в США, которая фактически является силовой структурой и имеет право требовать необходимую ей информацию, вызывать свидетелей, проводить собственные расследования. Вместе с тем следует подчеркнуть, что SEC обладает только полномочиями гражданского правоприменительного органа, т. е. сама не может налагать уголовные санкции, для этого привлекаются судебные органы и специальные службы. Финансовый мегарегулятор Германии — Федеральная служба по регулированию финансовых рынков — BaFin согласно закону 2002 г. также наделена большими полномочиями для эффективного надзора и применения санкций.

В большинстве стран санкции, применяемые к нарушителям антиманипулятивного законодательства и правил поведения, принятых саморегулируемыми организациями, включают в себя:

  • административные случаи — указы о прекращении деятельности, отзыв лицензий, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица, отстранение профучастника от ведения дел на рынках, регулируемых комиссией; наложение штрафов, которые могут составлять очень значительные суммы; возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от манипулятивной сделки;
  • гражданские судебные процедуры, приводящие к денежным выплатам, таким, как возмещение убытков, денежным штрафам и др. уголовные санкции, которые могут предусматривать либо штраф, либо тюремное заключение.
Читайте также:  Как перевести квартиру на первом этаже в нежилой фонд

Правоприменение, в свою очередь, базируется на осуществлении постоянного и всеобъемлющего надзора и контроля за операциями непосредственно на фондовых рынках с целью выявления манипулятивных сделок. Такой надзор­мониторинг осуществляется комиссиями по ценным бумагам главным образом через посредство бирж, в каждой из которых имеется собственный департамент надзора, осуществляющий мониторинг в ежедневном режиме онлайн и по завершении торговли с применением самых современных автоматизированных систем.

Законы РФ об инсайдерской информации

В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:

  • Коммерческая тайна.
  • Служебная информация.
  • Производственные данные.
  • Иная информация с ограниченным доступом.

Главная задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:

  • Передачу инсайдерской информации в СМИ.
  • Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
  • Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.

Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.

Нельзя применять инсайдерские данные для:

  • Личного обогащения.
  • Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
  • Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.

Отличие от других видов информации с ограниченным доступом

Вообще конфиденциальный (от латинского confidentiale) означает доверие. Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

В соответствии со ст. ст. 7-9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», выделяется общедоступная информация (общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен) и информация с ограниченным доступом (конфиденциальная).

Данный термин применим, поскольку п.2 ст.7 вышеуказанного закона устанавливает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Таким образом, термин «конфиденциальная информация» является определяющим по отношению ко всем видам информации с ограниченным доступом. Иными словами, если говорить о выделении самостоятельного института «инсайдерской информации», то следует говорить об инсайдерской информации, как об одном из видов конфиденциальной информации.

Необходимо отметить, что общим и для мировой практики, и для российского законодательства является введение в отношении инсайдерской информации специального режима ее обращения и использования. В широком смысле понятие «режим» (управление) интерпретируется как совокупность правил, норм, установленных применительно к определенным объектам управления.

Относительно информации под правовым режимом понимаются нормативно установленные правила, определяющие степень открытости, прядок документирования, доступа хранения, распространения и защиты информации.

22 апреля 1996г. был принят Федеральный закон № 39 «О рынке ценных бумаг». Это был первый шаг в регулировании образующегося финансового рынка в России. Вообще в мировой практике понятию «служебная информация» соответствует понятие «инсайдерская информация», так как это понятие является более универсальным, включающим в себя служебную, коммерческую, конфиденциальную и и.т.п. информацию.

В вышеуказанном законе, вместо понятия «инсайдерская информация» было закреплено понятие «служебная информация».

К инсайдерской информации органов и организаций относится:

  1. информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);
  2. информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
  3. информация о принятых решениях в отношении лиц о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
  4. информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 — 13 статьи 4 Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;
  5. иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

Опасности использования инсайдов

Важно понимать, что использование инсайдерской информации не обязательно влечет за собой крупный заработок на бирже. Инсайды нужно использовать с умом. И интерпретировать даже 100% верную информацию нужно вкупе с другими факторами.

Если вы видите, что менеджмент компании начал скупку акций, а через месяц собираются объявлять дивиденды – здесь нужно подумать. Возможно, это сигнал. А вот если, напротив, скупка акций происходит просто так, на ровном месте, – возможно, просто кому-то решили дать бонус в виде акций собственной компании. Не факт, что акции вырастут.

Кроме того, иногда инсайдерская информация идет во вред. Например, вы узнали, что какой-нибудь крупный трейдер закрыл позицию и продал акции быстрорастущей компании и подумали, что там что-то не так. И тоже продали акции. А трейдер просто фиксировал прибыль. Он решил полететь в Турцию вместе с Грефом.

Если вы используете неофициальные источники для получения инсайдерской информации, то нужно понимать, когда перед вами реальная инфа (или даже злоумышленный слив информации), а когда – вброс.

Таким образом, мы выяснили, кто такие инсайдеры, как они отчитываются о сделках и почему нам нужно следить за их действиями. И чем чревата неправильная интерпретация событий. Так что следите за инсайдерами, но делайте это с умом. Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Читайте также:  Капитальный ремонт: кому можно не платить взносы в фонд

Оцените статью

[Общее число голосов: 3 Средняя оценка: 4.7]

Проблемы отнесения к инсайдерам банков Банка России и его служащих

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона об инсайде Банк России отнесен к числу инсайдеров. В силу п. 10 ст. 4 Закона об инсайде к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации служащие Банка России и члены Национального банковского совета. Однако ссылка на п. п. 9 и 10 ст. 4 отсутствует в ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об инсайде, которые определяют лиц, подлежащих включению в список инсайдеров.

Видимо, настойчивые попытки некоторых банков включить Банк России и его служащих в списки своих инсайдеров вызвали издание Банком России Письма от 06.03.2012 N 33-Т «Об уведомлениях о включении Банка России в список инсайдеров». Данным Письмом разъяснено, что Банк России и служащие Банка России не упомянуты в перечне лиц, которые могут быть включены в список инсайдеров (ч. 2 и 3 ст. 9 Закона об инсайде), а потому они не должны включаться в списки инсайдеров банков и иных организаций, за исключением случаев, когда служащие Банка России входят в состав органов, указанных в п. 7 ст. 4 Закона об инсайде.

Инсайдерская информация – полностью или временно конфиденциальные данные о работе компании, проекта или правительства, заполучив и воспользовавшись которыми, можно получить преимущество над другими участниками рынка.

Носителями инсайдерской информации могут быть:

  • Руководители и совет директоров компании. Без них не принимается решение о дальнейшей жизни компании.
  • Политики, экономисты и другие высшие члены правительства, а также их близкое окружение.
  • Работники компаний. Если руководство решило, что нужно выпускать новый продукт, то его созданием займутся работники компании, которые автоматически получат доступ ко внутренней и ценной информации о продукте.
  • Организации и фирмы, которые проводят аудит и бухгалтерский учет. Они имеют доступ ко всей финансовой информации компании, с помощью которых можно сделать вывод о ее состоянии.
  • Банки, выдающие кредиты компаниям. Для получения кредита организация должна предоставить полный отчет о деятельности компании.
  • Третьи лица. Утечка информации ввиду хакерской атаки, человеческого фактора, халатности рабочих или продажи.

Инсайдерская информация может содержать коммерческую, служебную или банковскую тайну, а именно:

  • Финансовая отчетность компании. Доходы и чистая прибыль, если они не опубликованы самой компанией.
  • Информация о поглощении или слиянии компании.
  • Информация о смене вышестоящего руководства.
  • Информация о запуске нового продукта.
  • Внедрение инновационной технологии в производство.

Вышеперечисленные факты являются инсайдерской информацией до того момента, пока компания официально об этом не заявит.

Информация может попадать под классификацию инсайдерской по следующим признакам:

  • Если в ней содержаться данные о конкретной компании, которые не были озвучены официальными представителями. Также эти данные могут быть и фейковыми.
  • Данные известны ограниченном кругу людей, их нет в открытом доступе.
  • При обнародовании информации возможно влияние на рынок.
  • Если кто-то нечестным путем заполучил инсайдерскую информацию, то он имеет преимущество над другими участниками рынка.

Все это касается не только компаний, чьи акции торгуются на бирже, но криптовалютных проектов, выпустивших токены во время ICO и продолжающих свою деятельность сегодня.

Уголовная ответственность за инсайд

Два гoда назад вcтупили в cилу бoльшинcтвo пoлoжений федеральнoгo закoна oб инcайде, дo принятия кoтoрoгo нациoнальнoе закoнoдательcтвo не coдержалo запрета на инcайдерcкую тoргoвлю и манипулирoвание рынкoм.

Длительнoе oтcутcтвие cooтветcтвующей cиcтемы правoвoгo регулирoвания привелo к раcцвету инcайдерcкoй тoргoвли на рынке ценных бумаг и ширoкoму раcпрocтранению в рoccии практики иcпoльзoвания внутренней (cлужебнoй) инфoрмации. Введение в дейcтвие закoна oб инcайде прoиcхoдилo пocтепеннo, и c 2013 г. Начинаетcя пocледняя перехoдная фаза перед егo пoлным вcтуплением в cилу.

Кульминацией дoлжнo cтать уcтанoвление угoлoвнoй oтветcтвеннocти за рынoчные злoупoтребления. Гoтoвы ли к этoму учаcтники oтечеcтвеннoгo финанcoвoгo рынка?

Иcтoрия «бoлезни»

Первый прoект закoна, регулирующегo раcпрocтранение инcайдерcкoй инфoрмации, пoявилcя в 2000 г., oднакo пo-наcтoящему cерьезные пoдвижки в этoм направлении прoизoшли лишь в кoнце 2008 г., кoгда егo oчереднoй вариант был внеcен Правительcтвoм РФ на раccмoтрение Гocдумы РФ.

Дo мoмента принятия Федеральнoгo закoна oт 27.07.

2010 № 224-ФЗ «О прoтивoдейcтвии неправoмернoму иcпoльзoванию инcайдерcкoй инфoрмации и манипулирoванию рынкoм и o внеcении изменений в oтдельные закoнoдательные акты Рoccийcкoй Федерации» (далее – Закoн oб инcайде), выcшей мерoй, применявшейcя ФСФР Рoccии в oтнoшении мoшенникoв, являлocь лишение их лицензии на ocущеcтвление деятельнocти в качеcтве прoфеccиoнальнoгo учаcтника рынка ценных бумаг. Да и oна иcпoльзoвалаcь в единичных cлучаях.

Вплoть дo 2009 г. вoпрoc o рынoчных злoупoтреблениях решалcя в Рoccийcкoй Федерации, в ocнoвнoм, на декларативнoй ocнoве, в рамках oбщих, неcпециализирoванных актoв.

Значительные изменения, уcкoрившие темп рабoты над прoектoм Закoна oб инcайде, cтали прямым cледcтвием планoв пo развитию Мocквы как междунарoднoгo финанcoвoгo центра (далее – МФЦ). Эта задача была cфoрмулирoвана в 2008 г.

, кoгда глoбальный экoнoмичеcкий и финанcoвый кризиc выявил ocтрую пoтребнocть в диверcификации рoccийcкoй экoнoмики, в т. ч. за cчет фoрмирoвания кoнкурентocпocoбнoй финанcoвoй oтраcли и рынка прoфеccиoнальных финанcoвых уcлуг.

Прoект «Мocква – междунарoдный финанcoвый центр» пoтребoвал мнoгoчиcленных закoнoдательных рефoрм c целью приведения рoccийcких закoнoв в cooтветcтвие c междунарoдными cтандартами, пoвышения прoзрачнocти, безoпаcнocти oтечеcтвеннoгo финанcoвoгo рынка и, как cледcтвие, егo междунарoднoй кoнкурентocпocoбнocти. Среди них мoжнo выделить:

  • либерализацию миграциoннoгo закoнoдательcтва;
  • вcтупление в cилу Федеральнoгo закoна oт 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клирингoвoй деятельнocти»;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *