Предельный возраст пребывания на службе сотрудников полиции увеличат на 5 лет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельный возраст пребывания на службе сотрудников полиции увеличат на 5 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Множество печатных и интернет-СМИ уже не раз публиковали сведения о том, что государство планирует увеличить выслугу лет в МВД до 25 лет с 1 января. При этом необходимо обращать внимание на тот факт, что обсуждение этих изменений для минимальной выслуги в полиции ведутся довольно давно — первоначально такая мысль была озвучена еще в 2013 году.
Повышение выслуги лет
Первые мнения о необходимости увеличения стажа, накопление которого необходимо для получения выслуги лет, появились еще 8 лет назад в 2013 году. Причиной этому стал тогдашний экономический кризис. Однако дальше обсуждений дело не зашло.
Пандемия коронавирусной инфекции, сопутствующие финансовые потери и огромные государственные затраты – все это послужило причиной для обсуждения предполагаемого повышения осенью 2020 года.
В октябре законопроект «Реформа МВД» был отправлен на рассмотрение. В скором времени он был утвержден. Теперь, с 2022 года, для получения права на пенсию по выслуге лет государственные служащие должны иметь не 20, а 25 лет стажа.
Правила выхода при совмещенном стаже были оставлены на старых значениях: 25 лет, из которых не менее 12,5 лет приходилось на службу.
Вместе с увеличением выслуги лет, также было отменено правило, согласно которому период обучения в военных образовательных учреждениях входил в общий стаж. С 2022 года военные и другие государственные служащие могут получать право на пенсию по выслуге лет не ранее, чем через 30 лет, из которых 5 – это обучение, 25 – непосредственно сама служба.
Причем, в отличие от возраста выхода на пенсию, который будет повышаться постепенно до 2028 года для мужчин и до 2034 года – для женщин, увеличение выслуги лет уже произошло сразу без какого-либо переходного периода.
На Заметку:
Некоторые официальные лица, представляющие различные ведомства, в том числе, и Государственную Думу РФ, до сих пор считают, что увеличение выслуги лет – это ненужное изменение. По их мнению, это изменение снижает привлекательность государственной службы, что в будущем, несомненно, приведет к нехватке людей. Однако изменения уже приняты и введены в действие с 1 января 2022 года.
Бюджеты СК и прокуратуры
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
Срок вступления закона в силу
На данный момент точно неизвестно, будет ли повышение пенсионного возраста в полиции. Рассмотрение общей пенсионной реформы пройдет в начале июля 2021 года, возможно, в то же время и будет принято окончательное решение по полицейским. Большинство экономических экспертов сходятся во мнении, что обольщаться по поводу отмены задумки не стоит. Если даже основной пенсионный закон не будет продвинут в Государственной думе, то выслугу лет для сотрудников полиции поднимут точно.
Проект повышения пенсионного возраста в МВД РФ предусматривает увеличение нижнего порога выработки на 5 лет: до 25 лет вместо действующих 20. Ранее был создан документ, предлагающий ряд мер по поднятию этого показателя на 10 лет, то есть до обязательных 30 лет. Он не был одобрен и сейчас считается не слишком перспективном, так как прежде, чем идти на столь радикальные меры, надо убедиться в действенности предложенных реформ.
Пенсия мвд. стаж для начисления пенсии. размер пенсии
1.1. Для этого необходимо наличия одновременно нескольких условий.
Согласно п.б ч.
1 ст 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2021) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Порядок оформления увольнения из МВД
Для предотвращения негативных моментов, связанных с нарушением процедуры увольнения, работник МВД, пожелавший уволиться по собственной инициативе, должен придерживаться следующего порядка действий:
- процедура начинается с подачи рапорта руководителю отделения. Это необходимо сделать за 1 месяц до даты прекращения действия контракта. При взаимном согласии каждой из сторон, уход может быть произведен раньше срока;
- после получения и рассмотрения рапорта, ответственное лицо должно составить представление, в котором указывается точная причина ухода, данные о рабочем стаже, возрасте, состоянии здоровья и полагающихся социальных гарантиях;
- осуществляется оформление приказа об увольнении по стандартной форме Т-8;
- Пенсия по выслуге лет в органах внутренних дел может быть начислена по достижении предельного возраста, а также в связи с определенным стажем работы непосредственно в МВД.
- В стаж работы могут включаться годы обучения профессии, если в это время студенту было присвоено воинское звание. Также может быть включено время, которое гражданин провел на работе в других силовых ведомствах РФ.
- Сумма выплат зависит от трудового стажа. Общий стаж должен быть не менее 25 лет, из которых 12,5 лет будущий пенсионер должен был проработать в МВД.
- При недостаточном трудовом стаже выплаты можно оформить по достижении 45 лет, если есть серьезные проблемы со здоровьем, из-за которых невозможно продолжать службу.
Досрочная пенсия полицейских по старым правилам
До начала 2023 года полицейские, равно как и другие государственные служащие, получали право на досрочный выход на пенсию при накоплении следующего стажа:
- 20 лет службы;
- 25 лет трудовой деятельности, из которых 12,5 приходилось на государственную службу.
При соблюдении одного из условий гражданин мог по собственному желанию выйти на пенсию по достижении 45-летнего возраста. Причем, наличие правила выслуги лет не нивелировало основные условия получения пенсии. Если гражданин не мог накопить положенное количество лет стажа, он выходил на государственную пенсию согласно общим правилам:
- в 55 и 60 лет – женщины и мужчины (до утверждения реформы повышения пенсионного возраста 2018 года);
- в 56 лет 6 месяцев и 61 год и 6 месяцев женщины и мужчины – в 2023 году;
- в 65 лет мужчины – в 2028 году по завершению всех этапов поднятия пенсионного возраста;
- в 63 года женщины – в 2034 году по завершению процесса поднятия пенсионного возраста.
Глава МВД России делает систему управления МВД менее громоздкой
В МВД России готовится реформа управленческого аппарата, которая предусматривает ликвидацию должностей начальников полиции, которые одновременно по штату являются заместителями начальников территориальных и межрегиональных управлений министерства.
Как следует из документа, реформа началась после анализа работы начальников управлений и главков МВД в регионах России и на районных уровнях, а также в межрегиональных органах министерства (управления на транспорте).
Эксперты организационно-штатного управления МВД России выяснили, что у начальников упомянутых структур есть заместители, дублирующие функции руководства. Такими дублерами сейчас являются начальники полиции, их заместители, а также заместители начальников территориальных органов по общим вопросам.
Предлагается, что после реформы у каждого начальника управления МВД останется два ключевых подчиненных — заместитель по оперативной работе и заместитель по охране общественного порядка.
В случае одобрения главой МВД Владимиром Колокольцевым реформа вернет в правоохранительную систему структуру, известную с постсоветского периода. Так, до переименования в полицию у начальника территориального органа МВД России было три ключевых заместителя — начальник криминальной милиции (КМ), начальник милиции общественной безопасности и начальник следственного управления. После переименования функционал начальника КМ был расширен, что привело к управленческому дисбалансу.
По новому закону 2021 года все работники МВД получают выходные дни. Такие дни будут выделяться для присмотра за детьми с определенной группой инвалидности, а также за инвалидами с детства (до момента их совершеннолетия). Если работник временно нетрудоспособен, то его отдых будет продлен или перенесен на конкретное количество дней, после чего отмечают продление срока.
Таким образом, сотрудник МВД освобождается от работы на определенный срок, если он получает на руки соответствующий листок, в котором прописана возможность освобождения от работы. Указывается несколько весомых причин, согласно которым уход за больным ребенком невозможен со стороны матери (командировка или по болезни).
Как правильно рассчитать пенсию
Устраиваясь на работу в МВД, каждый сотрудник должен знать, как будут рассчитываться пенсионные выплаты. Они зависят от некоторых важных составляющих:
- берется во внимание размер оклада перед уходом со службы;
- учитывается выслуга лет (предельный возраст);
- квалификация;
- оклад по специальному званию, которое присваивается по линии МВД или юстиции;
- учитываются всевозможные прибавки к заработной плате, которые были получены сотрудником на протяжении всего времени службы.
Для расчета берется во внимание стаж сотрудника и применяется соответствующая формула для расчета. В качестве переменной в формуле используется денежное довольствие, что обозначается ДД. Под этим термином принято рассматривать общую сумму всех окладов и надбавки за весь стаж работы.
В результате получается следующая формула: РП=1/2 *ДД*пК, где:
- РП – это расчетная пенсия;
- ДД – денежное довольствие;
- пК – понижающий коэффициент, который на 2021 год составляет 72,23%.
Однако последний показатель может быть изменен при условии, если в определенном районе имеется районный коэффициент. Это касается областей, что относятся к Крайнему Северу.
Согласно Закону «О службе в МВД России» от 30.11.2011 не указано обязательное требование, что все желающие устроиться на работу в полицию обязаны предварительно поступить на службу в армию. Таким образом, можно сделать вывод, что устроиться на работу без армии вполне возможно. Однако все зависит от того, по какой именно причине Вы получили отсрочку от армии. Если гражданин РФ был освобожден от службы по состоянию собственного здоровья, тогда поступить на службу в полицию и продление стажа является невозможным, так как список требований к кандидатам в полицию и в армию практически идентичен.
Согласно практике, в полицию устраиваются молодые люди, которые ранее отслужили в армии (те, кто желают продлить свою дальнейшую карьеру). По закону Вам не имеют права отказать при поступлении на работу по причине не прохождения службы (отсутствие опыта и стажа). Однако всегда можно отыскать другие – более весомые причины отказать гражданину, желающему поступить на службу. Одной из самых распространенных причин отказа для поступления является несоответствие указанным квалификационным требованиям.
Для тех, кто не желает служить в армии, но хочет поступить на службу в полицию, имеются другие решения данной проблемы. К примеру, можно поступить в ведомственные учебные заведения МВД РФ. Получив необходимый опыт и стаж в таких заведениях, каждый выпускник имеет все шансы поступить на службу в полицию (с учетом предельного возраста).
Что изменится с принятием закона
Повышение пенсионного возраста военным будет выражаться в изменении нижнего порога трудовой выслуги: он повысится до 25 лет. Последние новости свидетельствуют о том, что преобразования не коснутся тех, кто служит по текущим контрактам. Для них условия зафиксируются без изменений до момента окончания срока действия контракта.
Сторонники реформационных мер утверждают, что сокращение объема пенсионных пособий военным позволит высвободить значительные резервы в бюджете, что позволит быстрее преодолеть дефицитные показатели. Противники уверены, что повышение пенсионного возраста в армии в России приведет к тому, что военная карьера потеряет свою привлекательность, а это скажется на численности личного состава вооруженных сил.
Существует и третье мнение: предлагаемая реформа может «прочистить» ряды военных, оставив на местах только действительно заинтересованных в своей карьере. Тем самым, армия повысит свой уровень профессионализма и эффективности.
Повышение выслуги лет
Первые мнения о необходимости увеличения стажа, накопление которого необходимо для получения выслуги лет, появились еще 8 лет назад в 2013 году. Причиной этому стал тогдашний экономический кризис. Однако дальше обсуждений дело не зашло.
Пандемия коронавирусной инфекции, сопутствующие финансовые потери и огромные государственные затраты – все это послужило причиной для обсуждения предполагаемого повышения осенью 2020 года.
В октябре законопроект «Реформа МВД» был отправлен на рассмотрение. В скором времени он был утвержден. Теперь, с 2021 года, для получения права на пенсию по выслуге лет государственные служащие должны иметь не 20, а 25 лет стажа.
Правила выхода при совмещенном стаже были оставлены на старых значениях: 25 лет, из которых не менее 12,5 лет приходилось на службу.
Вместе с увеличением выслуги лет, также было отменено правило, согласно которому период обучения в военных образовательных учреждениях входил в общий стаж. С 2021 года военные и другие государственные служащие могут получать право на пенсию по выслуге лет не ранее, чем через 30 лет, из которых 5 – это обучение, 25 – непосредственно сама служба.
Причем, в отличие от возраста выхода на пенсию, который будет повышаться постепенно до 2028 года для мужчин и до 2034 года – для женщин, увеличение выслуги лет уже произошло сразу без какого-либо переходного периода.
На Заметку:
Некоторые официальные лица, представляющие различные ведомства, в том числе, и Государственную Думу РФ, до сих пор считают, что увеличение выслуги лет – это ненужное изменение. По их мнению, это изменение снижает привлекательность государственной службы, что в будущем, несомненно, приведет к нехватке людей. Однако изменения уже приняты и введены в действие с 1 января 2021 года.
Что пишут про реформу МВД в прессе?
Глава столичной полиции предлагает ликвидировать оперативно-розыскные части как в составе центрального аппарата УУР, так и в отделах уголовного розыска в окружных управлениях. Освободившийся штат сотрудников планируют направить на усиление подразделений в райотделах полиции. В документе, с которым ознакомились «Известия», говорится, что в МВД предложение оценили, но поддержали частично. Эксперты уверены, что кадровая оптимизация будет содействовать профилактике правонарушений и повышению их раскрываемости, а в центральном аппарате в итоге останутся только специалисты высокого уровня.
Серьезная реформа Московского уголовного розыска коснется в первую очередь оперативно-розыскных частей. Их предложено ликвидировать как в составе Главного управления уголовного розыска Главного управления столичной полиции, так и в отделах уголовного розыска УВД по административным округам Москвы. В письме за подписью замминистра внутренних дел Аркадия Гостева говорится о том, что это предложение поддерживается.
Одобрение у вышестоящего руководства вызвала и идея после упразднения оперативно-розыскных частей в МУРе усилить освободившимися ставками районные отделы полиции. Этот шаг позволит укрепить оперативниками те подразделения, которые, как выражаются сами сотрудники МВД, работают «на земле».
Как следует из документа, в министерстве реформу считают правильной и предлагают распространить ее не только на МУР, но и на Управление по контролю за оборотом наркотиков и Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Обе эти структуры имеют свои оперативно-розыскные части как в Главном управлении МВД по Москве, так и в окружных УВД. «Принятие аналогичного решения о проведении мероприятий по оптимизации организационного построения указанных подразделений» в письме названо целесообразным.
А вот к предложению установить полковничьи звания для начальников отделений и заместителей начальника отдела Управления уголовного розыска столичного полицейского главка в министерстве отнеслись скептически. «Его реализация внесет дисбаланс в сложившуюся шкалу специальных званий по должностям начальствующего состава», — говорится в отзыве замминистра.
В настоящее время Московский уголовный розыск насчитывает шесть оперативно-розыскных частей, в каждой из которых есть начальник и два заместителя, — в сумме как минимум 18 начальников на «полковничьих» должностях. Стоит заметить, что в отделах уголовного розыска окружных УВД есть свои ОРЧ с полковником в должности начальника, то есть еще порядка 70 руководителей на всю столицу. Что станет с теми, кто сейчас управляет оперативно-розыскными частями, в документе не уточняется.
Оценить реорганизацию столичного уголовного розыска «Известия» попросили члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного. По его словам, кадровые перестановки положительно скажутся на правоохранительной системе.
— Сейчас есть проблемы с качеством правоприменительной практики, и прежде всего именно «на земле». Поэтому необходимо повышать раскрываемость преступлений, работу института неотвратимости наказания. А для этого нужно проводить достаточно эффективную кадровую политику на местах, с достаточным количеством работников, — заявил он.
Депутат подчеркнул, что в советское время главной задачей органов правопорядка являлось не допустить совершения правонарушений.
— Когда идет речь о подготовке правонарушения, то и участковые, и оперативники должны быть в курсе этого, и своевременно принять меры для его предотвращения. Профилактика правонарушений выгодна и государству, и потенциальным потерпевшим, — пояснил Анатолий Выборный.
Что касается полковников, то депутат отметил, что после реорганизации в правоохранительной системе останутся только специалисты с большой буквы.
— Уверен, руководство обязательно позаботится, чтобы они остались в системе на своем месте. Главное, чтобы не было той лишней прослойки, которая не знает, чем заняться, а придумывает разные вещи, создающие проблемы и коллегам, и гражданам. Недавние события с журналистом показали, что такая прослойка есть и ее нужно убрать, — сказал Анатолий Выборный.
По словам председателя Московского профсоюза полиции Михаила Пашкина, Московский уголовный розыск давно нуждался в реорганизации.
— В последнее время сотрудники МУРа выполняли некую контролирующую функцию за территориальными подразделениями, в то время как там наблюдается сильная нехватка кадров. Например, в оперативно-разыскной части УВД ТиНАО из 66 сотрудников по штату набрано только 30, а фактически работают 15 из них, — рассказал «Известиям» Михаил Пашкин.
Он отметил, что оставшиеся без работы полковники, скорее всего, предпочтут уйти на пенсию, чем начнут работу «на земле». Освободившиеся финансы при этом также можно будет потратить на укрепление территориальных подразделений.
Также, в рамках реформы МВД РФ с 2020 года оперативников могут избавить от работы по возбуждению уголовных дел, а право принятия процессуальных решений по преступлениям передать следователям. Такую рекомендацию для учета в оперативно-служебной деятельности первый замначальника ГУУР МВД РФ генерал-майор полиции Александр Фролов направил руководителям всех региональных отделений УУР и ГУ (У) МВД (документ есть в распоряжении «Известий»). Актуальность своей инициативы он объясняет тем, что 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает их основной работе — раскрытию преступлений. К тому же частые нарушения при отказе в возбуждении дел снижают доверие общества к полиции. Такой вывод был сделан по итогам внутриведомственного исследования. О его результатах уже доложено министру внутренних дел РФ генералу полиции Владимиру Колокольцеву.
Сейчас сотрудникам уголовного розыска (УР) и управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК) приходится изучать сообщения о преступлениях, проводить доследственную проверку и принимать решения о возбуждении уголовного дела. Из документа следует, что это негативно сказывается на исполнении оперативниками основных обязанностей — им не хватает времени на предупреждение и раскрытие преступлений, работу с источниками информации. Кроме того, такая практика нарушает принцип законности при принятии процессуальных решений и снижает доверие граждан к работе полиции.
По данным, которые приводит в своем письме генерал-майор Александр Фролов, почти в половине территориальных отделений МВД сотрудники УР всё чаще отказывают в возбуждении уголовного дела. С 2014 по 2018 год они отменили более 1,2 млн постановлений, а возбудили лишь 216 тыс. уголовных дел, которые в основном были приостановлены из-за отсутствия доказательной базы.
«Сложившаяся негативная практика противоречит правилу регулирования уголовно-процессуальных отношений, закрепленному в ст. 41 УПК РФ, которое запрещает производство дознания лицам, проводившим оперативно-разыскные мероприятия по раскрытию преступлений», — сообщил Александр Фролов.
Он подчеркнул, что с этим соглашаются и в Генпрокуратуре (постановление от 25 мая 2016 года № 69-21-2016). Там тоже считают, что для полицейских «процессуальная деятельность не является основной по должности».
То, что с оперативников необходимо снять процессуальные функции, показал и опрос, проведенный Главным управлением уголовного розыска МВД России вместе с ФГКУ «ВНИИ МВД России», результаты которого привел Александр Фролов. В исследовании принимали участие более 1,2 тыс. сотрудников УР в Чувашской Республике, Краснодарском, Приморском и Камчатском краях, а также в Амурской, Астраханской, Рязанской, Смоленской, Омской и Ярославской областях.
Практически 85% оперативников ежедневно тратят до 70% рабочего времени на доследственную проверку, что мешает им раскрывать преступления, осуществлять оперативно-профилактическое наблюдение за ранее судимыми и выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.