О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговые органы берут в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ у банков документы (информацию), с помощью которой можно установить и проверить полномочия тех лиц, которые обратились для открытия счета, а также проверить полномочия лиц, которые указаны в карточке, на распоряжение средствами, находящимися на счете, при заключении договора банковского счета.
ТОРМ налоговой инспекции в Оловяннинском районе
В 2006 г. функционировало около 1200 территориально обособленных рабочих мест (территориальных налоговых офисов).
Анализ показывает, что функции «ТОРМ» ограничены главным образом приемом заявлений от налогоплательщиков и выдачей им справок о состоянии расчетов с бюджетом и приемом налоговой отчетности Принятые от налогоплательщика документы затем пересылаются в налоговую инспекцию соответствующего района (города). Камеральные и выездные налоговые проверки ТОРМ не проводят.
По информации регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции в Тверской области подтверждено 65 новых случаев коронавирусной инфекции.
В соответствии с Постановлениями правительства Нижегородской области в этих районах введены ограничения на прием и обслуживание налогоплательщиков до устранения угрозы распространения и (или) ликвидации очага инфекционных заболеваний новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как налоговые органы определяют номинального директора? Налоговая служба, в Письме от 10 июля 2021 № ЕД-4-15/13247 утвердила инструкцию по профилактике нарушений налогового законодательства, в которой приводит процедуры по выявлению номинальных директоров.
ИФНС: что это такое и особенности функционирования инспекций
Разработчик ПО — организация, уполномоченная ФНС России на выполнение работ по разработке и поддержке шаблонов ввода и распознавания.
Электронная подпись (ЭП) — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Соединение малочисленных инспекций ряда соседних районов позволило создать территориальные инспекции межрайонного уровня.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и ему подконтрольны. Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура инспекции утверждается Управлением ФНС России.
Система налоговых органов Российской Федерации
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (ст. 2 Положения о ФНС).
Основополагающие принципы организации налоговых органов — единство, независимость, централизация и иерархичность построения.
Принцип единства обусловлен принципом единства налоговой политики в государстве. Обеспечение единообразного применения налогового законодательства в РФ требует наличия единого контрольного органа в установленной сфере деятельности. Федеральная налоговая служба России и её территориальные органы осуществляют свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.
Принцип независимости налоговых органов выражается прежде всего в независимости от местных органов власти. Федеральная налоговая служба России осуществляет свою деятельность в установленной сфере непосредственно и через свои территориальные органы. Местные органы власти и администрация не имеют права вмешиваться в деятельность налоговых органов, изменять или отменять их решения, а также давать им оперативные руководящие указания. Назначение лиц на руководящие должности территориальных органов ФНС происходит не зависимо от мнения органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Вместе с тем, свою деятельность налоговые органы осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
Принцип централизации проявляется в том, что налоговые органы представляют единую централизованную систему налоговых органов, которую можно разделить на четыре уровня (звена): общефедеральный уровень (высшее звено) представляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов — Федеральная налоговая служба России, которая возглавляет систему налоговых органов; межрегиональный уровень (второе звено) представляют межрегиональные инспекции ФНС России; региональный уровень (третье звено) — это управления ФНС по субъектам Российской Федерации; местный уровень (четвертое звено) — территориальные инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции,
Принцип иерархичности выражается в том, что нижестоящие налоговые органы находятся в подчинении вышестоящих налоговых органов и подконтрольны им. Вышестоящие налоговые органы имеют право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Решения нижестоящих налоговых органов могут быть обжалованы налогоплательщиком в вышестоящие налоговые органы.
Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (ст. 1 Положения о ФНС).
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России. В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением «О Федеральной налоговой службе», утвержденным Правительством РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.
ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
ФНС России и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель ФНС имеет 10 заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС (ст. 8 Положения о ФНС).
Надзор и контроль со стороны ФНС России
Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:
- Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
- Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
- Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
- Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
- Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.
Единая централизованная система налоговых органов
По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.
Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.
Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.
Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.
ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.
Межрегиональные налоговые инспекции
Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.
Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.
Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.
Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.
Это ведомство является мультифункциональным органом, решающим множество вопросов из сферы налогообложения. Помимо этого большую роль в эффективности службы играет планирование. В обозримом будущем ИФНС предстоит решить ряд важных проблем:
- уклонение от оплаты налогов;
- разработка механизма урегулирования споров без судебного разбирательства;
- оптимизация подачи налоговой отчетности;
- улучшение уровня предоставляемых сервисов;
- усовершенствование онлайн портала по составлению и отправке отчетности, и любого электронного взаимодействия в целом.
К тому же, налоговая служба стремится к большей информационной открытости и доступной подаче информации.
Фискальные службы в других странах
В настоящее время в мире существует несколько моделей налогообложения. Условной их можно разделить на четыре группы:
- Англосаксонская. Она ориентирована на прямое налогообложение и основное бремя несут граждане. Подобная система работает в Англии, Канаде, Австралии.
- Континентальная. Она основана на косвенных налогах. Главным из них обычно является НДС. Подобная система работает во Франции, Бельгии, Голландии, странах Скандинавии.
- Латиноамериканская. Она характерна для экономик со значительным уровнем инфляции. Им приходится постоянно маневрировать, чтобы уменьшить этот процесс. Подобная система действует в странах Южной и Латинской Америки.
- Смешанная. Бюджет в ней формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, причем их соотношение может колебаться. К странам с такой системой относится США, Россия, Италия.
В США сбором налогов занимается Налоговое управление, которое является специальным органом при правительстве. Ведомство считается одной из наиболее эффективных фискальных служб в мире. Поэтому в США очень хорошо платят налоги. Нарушителей ожидают огромные штрафы или тюремное заключение. В 2019 году расходы Налогового управления США составляли 19 центов на каждые 100 собранных долларов.
Управление ФНС России по субъекту РФ
Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
Налоговая инспекция осуществляет контроль:
▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также
▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:
▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;
▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.
Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.
Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.
Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:
разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.
К целям налоговой инспекции относятся:
осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;
учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;
контроль денежных поступлений;
анализ предоставляемой налоговой отчетности;
регистрация налоговых резидентов.
При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.
Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации — регистранту в государственной регистрации.
Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:
государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
Родился 7 сентября 1975 года в Москве. Окончил Российский университет дружбы народов по специальности «юриспруденция» (1998).
В 2001–2003 годах — специалист первой категории, консультант отдела обеспечения деятельности руководства управления Министерства по налогам и сборам (МНС) по Москве. В 2003–2005 годах — начальник отдела информационного обеспечения, электронного ввода данных и камеральных проверок, затем начальник отдела камеральных проверок межрайонной инспекции МНС №44 по Москве. В 2005–2009 годах был начальником отдела камеральных проверок, начальником отдела выездных проверок №2 межрайонной инспекции ФНС №50 по Москве. В 2009–2010 годах занимал должность замначальника отдела контрольной работы управления ФНС по Москве. В 2010–2011 годах — начальник отдела ФНС России по рассмотрению споров с физическими лицами, затем возглавлял отдел рассмотрения споров с крупнейшими налогоплательщиками; занимал должность замначальника и затем начальника управления досудебного аудита ФНС России.
25 мая 2011 года занял должность заместителя руководителя ФНС России. Отвечал за внедрение цифровых систем по контролю налогов в b2b- и b2c-секторах, участвовал в создании АСК НДС, реформе ККТ, разработке налогового режима для самозанятых.
С 17 января 2020 года — глава Федеральной налоговой службы.
Территориальные органы Федеральной налоговой службы, их компетенция
Третью категорию межрегиональных налоговых инспекций составляют инспекции, созданные по субъектному отраслевому принципу. Они созданы для налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, занятых в определенных сферах производства: в добыче нефти и газа, в энергетике, в сфере транспортных услуг и др. (схема 3).
Схема 3.
Распределение подконтрольных субъектов (крупнейших налогоплательщиков) между межрегиональными инспекциями
Структура и функции ФНС — взаимосвязанные категории. Среди контрольных и надзорных функций целесообразно выделить следующие:
- Соблюдение действующего на территории страны закона касательно налогов и сборов.
- Правильность исчисления, своевременность и полнота внесения налогов и сборов в соответствующие государственные бюджеты. Стоит дополнить, что данный пункт касается и других платежей, которые являются обязательными.
- Надзор в сфере производства этилового спирта, алкогольной, а также табачной товарной продукции.
- Неукоснительное соблюдение валютного законодательства в границах компетенции налоговых структур.
- Информирование налогоплательщиков касательно вопросов налогового законодательства, а также разъяснение действующей на территории страны системы налогообложения в случае необходимости.
Составляющие структуры центрального аппарата ФНС находятся в ведении Министерства финансов. В процессе своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конституцией РФ, актами правительства и президента, конституционными законами федерального уровня, нормативными актами Министерства финансов, договорами международного уровня и, конечно же, Положением о ФНС.
Охарактеризованные выше структуры ФНС ведут деятельность как напрямую, так и посредством своих территориальных органов при условии взаимодействия с иными федеральными образованиями исполнительной власти, учреждениями местного управления и государственными внебюджетными фондами, органами исполнительного типа власти субъектов РФ, а также с объединениями общественного плана и другими организациями.
У реформирования структуры ФНС РФ есть интересная особенность. Речь идет о создании межрайонных и межрегиональных формирований. В отличие от инспекций традиционного плана, реализующих контроль исключительно по территориальной принадлежности каждого из налогоплательщиков, они организуют собственную деятельность, исходя из отраслевой принадлежности и категории налогоплательщика.
Система налоговых органов Российской Федерации
- УФНС России по Белгородской области
- УФНС России по Брянской области
- УФНС России по Владимирской области
- УФНС России по Воронежской области
- УФНС России по Ивановской области
- УФНС России по Калужской области
- УФНС России по Костромской области
- УФНС России по Курской области
- УФНС России по Липецкой области
- УФНС России по Московской области
- УФНС России по Орловской области
- УФНС России по Рязанской области
- УФНС России по Смоленской области
- УФНС России по Тамбовской области
- УФНС России по Тверской области
- УФНС России по Тульской области
- УФНС России по Ярославской области
- УФНС России по г. Москве
- УФНС России по Республике Башкортостан
- УФНС России по Республике Марий Эл
- УФНС России по Республике Мордовия
- УФНС России по Республике Татарстан
- УФНС России по Удмуртской Республике
- УФНС России по Чувашской Республике
- УФНС России по Кировской области
- УФНС России по Нижегородской области
- УФНС России по Оренбургской области
- УФНС России по Пензенской области
- УФНС России по Пермскому краю
- УФНС России по Самарской области
- УФНС России по Саратовской области
- УФНС России по Ульяновской области
- УФНС России по Республике Карелия
- УФНС России по Республике Коми
- УФНС России по Архангельской области и Ненецкому АО
- УФНС России по Вологодской области
- УФНС России по Калининградской области
- УФНС России по Ленинградской области
- УФНС России по Мурманской области
- УФНС России по Новгородской области
- УФНС России по Псковской области
- УФНС России по Санкт-Петербургу
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее – налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов. 1
Система налоговых органов Российской федерации
Федеральная налоговая служба
Управление ФНС по субъекту Российской Федерации
Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления
Инспекции ФНС межрайонного уровня
Межрегиональные инспекции ФНС
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Федеральному округу
Федеральная налоговая служба ( ФНС России ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).
Структура ФНС представлена следующими звеньями:
Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:
- межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
- межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
- межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
- межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
- межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.
Структура и задачи налоговых органов
В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.
Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:
- контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
- проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
- регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
- проверки подлинности документов бухгалтерского учета.
Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.
Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.