Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Федеральные налоги и сборы
— налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся и уплачиваются в федеральный бюджет:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- плата в систему «Платон»;
- государственная пошлина.
Основные налоги юридических лиц
Налоги, которые подлежат уплате организациями, напрямую зависят от режима налогообложения. От условий исчисления доходов и расходов происходит отличие в налоговых ставках и видах налогов. Однако есть ряд платежей, которые осуществляются любой организацией, независимо от режима:
- НДФЛ. Организация в качестве налогового агента делает платежи за сотрудника в размере 13% его доходов. Если сотрудник не является резидентом РФ, то ставка составляет 30%. Эти нормы установлены в статье 224 Налогового Кодекса РФ.
- Страховые взносы. Отчисления по взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС) составляют 22%, на обязательное медицинское страхование (ОМС) — 5,1%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 2,9%.
- Имущественные налоги (на имущество, на землю, на транспорт). Ставка налога на имущество для юридических лиц составляет 2,2%, ставка налога на землю (от 0,1 до 1,5%) определяется региональными властями и зависит от типа участка земли, ставка транспортного налога зависит от мощности транспортного средства.
- Госпошлина. Если организация вносит изменения в учредительные документы, например, меняет юридический или фактический адрес или состав собственников, то за обращение в госорганы необходимо оплатить государственную пошлину.
- Прочие налоги, например, водный налог или отчисления за воздействие на окружающую среду.
Таким образом, организация платит налоги за имущество, которым владеет. Если в собственности находится недвижимость, транспорт или земля, то фирма обязуется делать взносы по имущественным налогам. Также компания перечисляет НДФЛ и страховые взносы за своих сотрудников.
Налог на доходы физических лиц удерживается с заработной платы сотрудника, а страховые взносы удержать нельзя. Они выплачиваются полностью за счет организации. Прочие налоговые платежи зависят от режима налогообложения компании.
Baжныe ocoбeннocти дoбaвoчныx cбopoв
Итaк, мы oпpeдeлили, чтo знaчит кocвeнный нaлoг. Нo ecть ли y нeгo cвoи ocoбeннocти, oтличaющиe eгo oт пpямыx финaнcoвыx oбязaтeльcтв пepeд гocyдapcтвoм? К чиcлy тaкиx xapaктepиcтик мoжнo oтнecти:
- oпepaтивнocть пepeчиcлeния в гocyдapcтвeнный бюджeт (cyммa нaлoгa oкaзывaeтcя нa cчeтe ФНC в мaкcимaльнo кopoткиe cpoки пocлe peaлизaции тoвapa или ycлyги);
- выcoкaя дoxoднocть для бюджeтa, тaк кaк кocвeнными нaлoгaми oблaгaeтcя бoльшинcтвo тoвapoв и ycлyг в Poccийcкoй Фeдepaции;
- пpocтoй pacчeт, бaзиpyющийcя нa нecкoлькиx ocнoвныx фopмyлax;
- зaкpытыe выплaты (бoльшинcтвo пoтpeбитeлeй дaжe нe зaдyмывaютcя o тoм, чтo пpи пoкyпкe тoвapoв oни внocят oпpeдeлeнный дoxoд в гocyдapcтвeннyю кaзнy);
- yчacтиe пocpeдникa пpи пepeдaчe нaлoгa (тaким cвязyющим звeнoм мeждy пoкyпaтeлeм и гocyдapcтвoм являeтcя пpoдaвeц тoвapa).
Состав налоговой системы
Налоги и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и его муниципальных образований.
Сбор также относится к обязательным взносам. Его уплата является одним из условий совершения государственными органами или иными уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в отношении плательщиков сборов (организаций и физических лиц).
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает особое место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Налогоплательщиками НДС являются: организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от налога, если за три предшествующих календарных месяца выручка от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета этого налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Это положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары.
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. К объектам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.
Некоторые виды транспортных средств не облагаются данным налогом. Это весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с, автомобили, специально оборудованные для движения использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные через органы социальной защиты населения. В этот список входят тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины, используемые при сельскохозяйственных работах, самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда.
Налоговая база определяется в зависимости от вида средств. Для транспортных средств, имеющих двигатели, — это мощность двигателя в лошадиных силах. Для воздушных транспортных средств, для движения которых осуществляется тяга реактивного двигателя, — это паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы Для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств — это валовая вместимость в регистровых тоннах.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки (в рублях) устанавливаются законами субъектов РФ. Сведения о транспортных средствах представляются органами, осуществляющими их государственную регистрацию. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Кратко об истории системы налогообложения в России
Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.
Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.
Что влияет на выбор системы налогообложения
Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.
Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.
Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.
Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.
Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.
Функции сфер и элементов общества
Право и обществознание 5,6,7,8,9,10,11 класс
Налоги. Обществознание ЕГЭ.
Налоги — это общеобязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Признаки налогов:
территориальность
общеобязательность
невозвратный характер
Элементы налога:
1. субъект (тот кто платит налог)
2. объект (налогооблагаемая база) — то, что облагается налогом
3. источник уплаты — с каких средств будет уплачен налог
4. налоговая ставка — размер налога на единицу налогооблагаемой базы
Функции налогов:
*Фискальная — формирование государственного бюджета
*Регулирующая — стимулирование или сдерживание темпов производства
*Распределительная — перераспределение доходов.
Классификация налогов:
А) по характеру ставок:
* прогрессивные;
* регрессивные;
* пропорциональные.
Б) по методу взимания:
* прямые налоги — устанавливаются на доходы или имущество (ндфл, земельный, транспортный налоги)
* косвенные налоги — устанавливаются на товар или услугу и включается в их стоимость (таможенные и государственные пошлины, акцизы, ндс)
В) по уровню бюджета:
* местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор.
* региональные налоги: налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
* федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Налоговая система — это система установление и взимания налогов и сборов.
Виды налоговых систем:
1. Прогрессивная — чем больше налогооблагаемая база, тем больше налоговая ставка.
2. Регрессивная — чем больше налогооблагаемая база, тем меньше налоговая ставка.
3. Пропорциональная — фиксированная налоговая ставка.
Налогооблагаемая база — это объект налогообложения.
Налогооблагаемая ставка — размер налога на единицу налогооблагаемой базы.
Классификация налогов
Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставления по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам, а следовательно, к неверным практическим решениям.
Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Рассмотрим классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов, схематично представленные на рисунке.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов: – по доходам не больше 5 млн руб. |
182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
– с доходов сверх 5 млн руб. (с превышения) |
182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02130 01 1000 110 | 182 1 01 02130 01 2100 110 | 182 1 01 02130 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02140 01 1000 110 | 182 1 01 02140 01 2100 110 | 182 1 01 02140 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
При объекте «доходы» (единый налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) | 182 1 05 07000 01 1000 110 | 182 1 05 07000 01 2100 110 | 182 1 05 07000 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В бюджеты городских округов | 182 1 05 04010 02 1000 110 | 182 1 05 04010 02 2100 110 | 182 1 05 04010 02 3000 110 |
В бюджеты муниципальных районов | 182 1 05 04020 02 1000 110 | 182 1 05 04020 02 2100 110 | 182 1 05 04020 02 3000 110 |
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя | 182 1 05 04030 02 1000 110 | 182 1 05 04030 02 2100 110 | 182 1 05 04030 02 3000 110 |
В бюджеты городских округов с внутригородским делением | 182 1 05 04040 02 1000 110 | 182 1 05 04040 02 2100 110 | 182 1 05 04040 02 3000 110 |
В бюджеты внутригородских районов | 182 1 05 04050 02 1000 110 | 182 1 05 04050 02 2100 110 | 182 1 05 04050 02 3000 110 |
В бюджеты муниципальных округов | 182 1 05 04060 02 1000 110 | 182 1 05 04060 02 2100 110 | 182 1 05 04060 02 3000 110 |