ТК РФ Статья 29. Представители работников

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТК РФ Статья 29. Представители работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право на представительство интересов работников во взаимоотношениях с работодателями, четкое определение круга легитимных представителей и их правового статуса являются важнейшими условиями обеспечения реальной защиты интересов работников в сфере труда.

Комментарии к ст. 29 ТК РФ

1. Международные нормы не содержат положений о том, кто именно является представителями работников и работодателей, поскольку, следуя букве и духу конвенций о праве на объединение, сами работники и работодатели свободно выбирают своих представителей.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (см. также Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах), от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»).

2. В соответствии с Конвенцией N 98 МОТ «Относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров» (1949 г.) трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда. Такая защита применяется от действий, целями которых являются: связать прием трудящегося на работу или сохранение им работы с условием, чтобы он не вступал в профсоюз либо вышел из профсоюза; уволить или любым другим способом нанести ущерб трудящемуся на том основании, что он состоит в профсоюзе либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время.

Организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любого вмешательства со стороны друг друга в их создание и деятельность. Вмешательством считаются действия, имеющие целью способствовать давлению на организации трудящихся предпринимателей либо организаций предпринимателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем для того, чтобы поставить такие организации под контроль предпринимателей либо организации предпринимателей.

3. В соответствии с Конвенцией N 87 МОТ «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.) трудящиеся и предприниматели имеют право создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также вступать в такие организации при единственном условии подчинения уставам этих организаций. При этом в рассматриваемой Конвенции термин «организация» означает всякую организацию трудящихся или предпринимателей, имеющую целью обеспечение и защиту интересов трудящихся или предпринимателей.

Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать собственную программу действий. Государство обязано воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению.

Организации трудящихся и предпринимателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

Организации трудящихся и предпринимателей имеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться к ним, и каждая такая организация, федерация или конфедерация имеет право вступать в международные организации трудящихся и предпринимателей.

При осуществлении прав, признанных за ними рассматриваемой Конвенцией, трудящиеся, предприниматели и их организации так же, как и другие лица или организованные коллективы, соблюдают законность.

Национальное законодательство не затрагивает гарантии, предусмотренные рассматриваемой Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы не нарушать их.

4. Международная организация труда приняла Рекомендацию N 149 «Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии» (1975 г.), а также Резолюцию «О правах профсоюзов и их взаимосвязи с гражданскими свободами» (1970 г.).

5. Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы, положение которых определено Законом о профсоюзах. Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

В Законе о профсоюзах указывается, что профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

6. Особенности рассмотрения заявлений и принятия решения о регистрации профсоюзов установлены в п. 6 Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации, утв. Приказом Минюста России от 25 марта 2003 г. N 68.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и с учетом установленного Законом о профсоюзах специального порядка регистрации профсоюзов Министерство юстиции РФ и его территориальные органы рассматривают представленные учредительные документы и принимают решение о государственной регистрации профсоюзов в качестве юридических лиц.

Министерство юстиции РФ осуществляет рассмотрение заявлений и принимает решение о государственной регистрации общероссийских профсоюзов, общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ рассматривают заявления и принимают решения о государственной регистрации: межрегиональных профсоюзов; межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов; территориальных организаций профсоюза; первичных профсоюзных организаций.

Государственная регистрация профсоюзов осуществляется в уведомительном порядке. Для государственной регистрации профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации в течение 1 мес. со дня их образования представляют в Министерство юстиции РФ или в его территориальный орган в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа:

1) заявление в 2 экземплярах, на одном из которых подписи заявителей должны быть нотариально удостоверены в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2) в соответствии с Законом о профсоюзах подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;

3) копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях в 2 экземплярах;

4) перечень участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Копии документов, кроме копий уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, подписываются руководителем профсоюзного органа и заверяются печатью этого органа или организации, где действует профсоюз.

Профсоюзы освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию.

При получении указанных документов Министерство юстиции РФ или его территориальный орган направляют в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации или ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов первичной профсоюзной организации. При получении от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, объединении (ассоциации), о первичной профсоюзной организации Министерство юстиции РФ или его территориальный орган выдают заявителю свидетельство о регистрации, подтверждающее факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Необходимые действия по государственной регистрации первичных профсоюзных организаций в качестве юридического лица может осуществлять также представитель профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

Комментарий к Статье 399 ТК РФ

Прежде чем что-то требовать, необходимо письменно сформулировать свои претензии и утвердить их на соответствующем собрании или конференции работников и только после этого направлять их работодателю. Обратите внимание, что на собрании должна присутствовать как минимум половина работающих, в противном случае оно будет признано неправомочным. Конференция же будет считаться таковой при явке не менее двух третей избранных делегатов.

Копию выдвинутых требований можно также направить в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который, в свою очередь, обязан проверить получены ли были указанные требования другой стороной спора, то есть работодателем.

Кодекс обязывает работодателя не только не чинить препятствий проведению собрания или конференции работников, но и предоставить для этих целей необходимое помещение.

Читайте также:  Срок хранения квитанций об оплате ЖКУ

Трудовой спор рассматривается в несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия (ст. 402 ТК). После этого стороны спора могут приглашать посредника (ст. 403 ТК). Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган — трудовой арбитраж (ст. 404 ТК); его создание обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок (ст. 406 ТК).

Помимо указанных органов для рассмотрения трудовых споров ТК предусмотрено создание службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Указанная служба представляет собой систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Она предназначена для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Каждая из сторон трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в указанную службу для регистрации спора. Помимо этого в случае привлечения посредника стороны при необходимости могут обратиться в службу за рекомендацией кандидатуры посредника. Служба совместно со сторонами трудового спора принимает участие в создании трудового арбитража. Определяются состав арбитража, регламент его работы и полномочия. Окончательное решение оформляется соответствующим документом, подписанным работодателем, представителем работников и службы.

Например, если сторонами трудового спора будет достигнуто соглашение, оно оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами, заключившими его.

Другой комментарий к Ст. 399 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс предоставляет право выдвижения требований в рамках коллективного трудового спора только работникам и их представителям (о понятии «представители» см. ст. ст. 29 — 31, 40 ТК РФ и комментарий к ним). Работодатели и их представители таким правом не обладают.

2. Требования работников и их представителей могут выдвигаться как на стадии заключения коллективного договора, так и в целях его изменения (в пределах срока действия договора) при разработке локальных нормативных актов (когда ТК РФ предусматривает учет мнения представителей работников), а также в других случаях, когда регулирование условий труда зависит от работодателя и затрагивает интересы работников. Из этого следует, что требования работников или их представителей сначала выдвигаются в рамках отдельно взятой организации (филиала, представительства), т.е. на том уровне, где заключаются коллективные договоры, принимаются локальные нормативные акты, невыполнение положений которых может быть причиной коллективного трудового спора.

Такие требования могут выдвигаться и работниками, работающими у индивидуального предпринимателя.

Эти требования утверждаются на собрании (конференции) работников организации (филиала, представительства). Трудовой кодекс определяет критерии правомочности собрания и конференции (более половины — для собрания и две трети избранных делегатов — для конференции). Поскольку ТК РФ не определяет условия принятия решений, то следует исходить из общего традиционного правила — решение об утверждении требований может приниматься простым большинством голосов от присутствующих на собрании (конференции).

Однако следует иметь в виду, что требования, выдвинутые на заседании выборного профсоюзного органа, должны быть утверждены на собрании или конференции работников.

3. Исходя из общих принципов социального партнерства, Кодекс обязывает работодателя предоставить работникам или их представителям необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не препятствовать его (ее) проведению.

4. Письменная форма изложения требований работников — обязательное условие для процедуры коллективного трудового спора. Эта форма может быть любой, главное — зафиксировать факт получения работодателем этих требований в письменной форме. Отсутствие такого доказательства лишает работников возможности предъявить претензии к работодателю и привлечь его к ответственности за уклонение от соблюдения процедур рассмотрения коллективного трудового спора.

Аналогичная процедура предусмотрена для выдвижения и направления требований профсоюзов и их объединений по отношению к соответствующим сторонам социального партнерства.

5. Существенной гарантией для работников и их представителей является возможность направления копии требований в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Ранее им являлась Служба по урегулированию коллективных трудовых споров, деятельность которой регулировалась ТК, а также Положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468 (с изм. и доп.).

В настоящее время таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд). Ее полномочия в сфере урегулирования коллективных трудовых споров определены ТК РФ и соответствующими постановлениями Правительства РФ (см. ст. 407 ТК РФ и комментарий к ней).

6. В случае получения копии требований представителей работников Роструд обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. Посредник — это третье, незаинтересованное лицо. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Федеральную службу по труду и занятости за рекомендацией кандидатуры посредника, однако рекомендации службы для сторон не обязательны. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Как правило, в число посредников службой включаются лица, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области социально-трудовых отношений (работники органов по труду, ученые и общественные деятели), имеющие опыт работы в области трудовых отношений, социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых отношений и т.д.

Правовое положение работников в период проведения забастовки

Начало забастовки отнюдь не свидетельствует о намерении работников прекратить трудовые отношения с работодателем. На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Тем не менее у работодателей нередко возникает соблазн решить проблему забастовки путем увольнения бастующих сотрудников и найма на их место новых. Возможно также и увольнение работников с целью их «наказания» за участие в забастовке. Такие увольнения, в первые годы забастовочного движения носившие массовый характер, получили название локаута. Локаут — это увольнение работников по инициативе работодателя именно в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке. Прямой запрет локаута установлен в ст. 415 ТК РФ. Работодатель, прибегающий вопреки этому запрету к локауту, может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 5.34 КоАП РФ.

Участие работника в законной забастовке не может повлечь и применение к нему мер дисциплинарной ответственности и, соответственно, рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины.

Трудовой кодекс РФ разделяет правовое положение работников, участвующих и не участвующих в забастовке.

Работникам, принимающим участие в забастовке (за исключением работников, занятых выполнением обязательного минимума работ (услуг)), работодатель имеет право не выплачивать в этот период заработную плату. В то же время коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине работника производится в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада) в соответствии со ст. 157 ТК РФ. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу.

Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ.

Представительство работников профсоюзами: кому и что выгодно?

Рейзман Евгений Львович,
советник международной юридической фирмы Baker & McKenzie — CIS, Limited

Профсоюзы всегда рассматривали участие в трудовых спорах как одну из важнейших своих функций и инструмент расширения влияния в рабочих коллективах. Действительно, что может больше укрепить авторитет профсоюза и привлечь на его сторону работников, чем победа в трудовом споре с работодателем? Крупные профсоюзы и их объединения сформировали в настоящее время сильные юридические службы и инспекции труда. Они также пользуются услугами юридических фирм и иных структур, которые специализируются на представительстве работников. Надо честно отдать должное их организаторам — профессиональный уровень представительства весьма высок и имеет тенденции к росту. Тем не менее отдельные недостатки профсоюзного представительства вытекают из особенностей самой профсоюзной деятельности, а иные обусловлены тем, что иногда за представительство работников в суде или контрольных органах берутся люди, не имеющие нужной квалификации или преследующие иные цели, нежели защита прав работника или коллектива.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Так, участвуя в споре, профсоюз помимо задачи защитить интересы работника или коллектива всегда преследует организационные цели — усилить влияние в коллективе и за его пределами, поднять авторитет своих лидеров. Он не может действовать иначе, он так устроен. Именно это предопределяет поведение профсоюза в коллективном споре, особенно вокруг положений коллективных договоров, когда речь идет не о требованиях работников, основанных на норме закона, а о том, чтобы заставить работодателя дать им со стороны профсоюзов, оказанием помощи ш переобучении работников за счет компаний. Государство в этих странах не занимается шодобными вопросами, поскольку производительность труда — проблема частного сектора экономики. Западные страны действуют по схеме, согласно которой государство не обязано принимать участия в судьбе сокращаемых работников. Ему отводится роль третейского судьи между бизнесом и профсоюзами. А последние, в свою очередь, активно представляют интересы работников, способных освоить новые профессии, адекватные научно-техническому прогрессу. В России же в аналогичной ситуации профсоюзы просто сочувствуют сокращаемым работникам вместо того, чтобы оказать им реальную поддержку и помощь, например, в переквалификации.

Среди недостатков работы отечественных профсоюзов часто отмечается слабая организационная деятельность на предприятиях, отсутствие постоянно действующей системы профсоюзного образования, необходимой связи профсоюзов с коммерческими структурами (бизнесом), «старение» и «закостенелость» руководства ячеек и т.д. Именно в этом видятся причины того, что доверие работника к профсоюзу и его деятельности ослабевает, чем вполне может воспользоваться работодатель.

Следующий комментарий к статье 29 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 29 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.

Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.

При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.

2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.

Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.

3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.

4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).

5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.

Статья 34. Иные представители работодателей

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Трудовой кодекс ТК РФ

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Читайте также:  В Татарстане после 1 января 2023 года проиндексируют выплаты

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».

За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).

К сведению. Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:

— подвергнуты дисциплинарному взысканию;

— переведены на другую работу по инициативе работодателя;

— уволены по инициативе работодателя.

Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.

Сроки обращения и давности, рассмотрения

Сроками исковой давности называют определенный период, в течение которого гражданин может обратиться в суд для восстановления или защиты своих прав. Так, ст. 196 ГК РФ, устанавливает срок в 3 года с момента обнаружения нарушений прав. Однако в действующем трудовом законодательстве нет понятия искового срока, а применяется определение «срок обращения в суд».

Согласно ТК РФ, для индивидуальных трудовых споров срок обращения в суд составляет 3 месяца с момента выявления нарушения прав. Существуют исключения:

  • месяц дается на обращение по поводу увольнения, срок отсчитывается с даты выдачи трудовой книжки или копии приказа об увольнении;
  • год на разрешение спора по вопросам удержанной зарплаты, расчетных и иных видов денежных выплат;
  • год по конфликтам, связанным с причиненным предприятию ущербом работником, сроки отсчитываются с даты обнаружения ущерба.

Восстановление сроков по трудовым спорам возможно только на основании решения суда и лишь в случае, если они были пропущены по уважительным причинам.

Срок обжалования решения по трудовому спору составляет месяц с момента его вынесения. При этом нужно учитывать, что суд готовит решение в срок до двух недель, а потому есть риск не успеть подать апелляционную жалобу. Чтобы избежать этого, рекомендуется заявлять о несогласии с решением суда сразу с момента его вынесения, а письменную жалобу отправлять в момент получения оформленного судебного решения.

Что касается сроков обращения за защитой по поводу коллективных трудовых споров, тут все будет зависеть от способа урегулирования конфликта:

  • примирительная комиссия должна рассмотреть спор за 5 дней;
  • посреднику дается не более семи дней, на его привлечение может уйти не более трех дней;
  • трудовой арбитраж будет рассматривать спор не более пяти дней.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.

Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.

Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.

Подсудность по трудовым спорам

Собираясь судиться с работодателем, нужно понимать, в какой суд направлять исковое заявление. Выбор происходит с учетом подсудности, в России есть несколько ее видов, по отношению к трудовым спорам применимы следующие:

  1. Родовая подсудность — по судам различных звеньев. Так, мировой суд может решать вопросы трудовых споров, если они относятся к категории индивидуальных и не связаны с вопросами восстановления уволенного сотрудника в должности. Районный суд может разрешать коллективные трудовые споры и конфликты, связанные с восстановлением работника в должности.
  2. Территориальная подсудность. Вызывает больше всего трудностей, для их разрешения нужно обращаться к юристу. Бывает так, что работодатель условиями договора определяет решение споров в судебном порядке по месту юридического адреса.

Представителями работников в социальном
партнерстве являются профсоюзы и их
объединения
иные профсоюзные
организации, предусмотренные уставами
общероссийских профсоюзов, или иные
представители, избираемые работниками
в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при
проведении коллективных переговоров,
заключении и изменении коллективного
договора, осуществлении контроля за
его выполнением, а также при реализации
права на участие в управлении организацией,
рассмотрении трудовых споров работников
с работодателем представляет первичная
профсоюзная организация или иные
представители, избираемые работниками.
В свою очередь, представителями
работодателя являются руководитель
организации или уполномоченные им лица
в соответствии с ТК РФ, законами, иными
нормативными правовыми актами,
учредительными документами организации
и локальными нормативными актами.

  • Интересы работников при проведении
    коллективных переговоров о заключении
    и об изменении соглашений, разрешении
    коллективных трудовых споров по поводу
    заключения или изменения соглашений,
    осуществлении контроля за их выполнением,
    а также при формировании и осуществлении
    деятельности комиссий по регулированию
    социально-трудовых отношений представляют
    соответствующие профсоюзы, их
    территориальные организации, объединения
    профессиональных союзов и объединения
    территориальных организаций
    профессиональных союзов В этих случаях
    интересы работодателей представляют
    соответствующие объединения работодателей.
  • Объединение работодателей
    некоммерческая организация, объединяющая
    на добровольной основе работодателей
    для представительства интересов и
    защиты прав своих членов во взаимоотношениях
    с профсоюзами, органами государственной
    власти и органами местного самоуправления.
  • Особенности правового положения
    объединения работодателей устанавливаются
    федеральным законодательством.
  • Представителями работодателей –
    федеральных государственных учреждений,
    государственных учреждений субъектов
    РФ, муниципальных учреждений и других
    организаций, финансируемых из
    соответствующих бюджетов, при проведении
    коллективных переговоров, заключении
    или изменении соглашений, разрешении
    коллективных трудовых споров по поводу
    заключения или изменения соглашений,
    осуществлении контроля за выполнением
    соглашений, формировании комиссий по
    регулированию социально-трудовых
    отношений и осуществлении их деятельности
    также являются соответствующие
    федеральные органы исполнительной
    власти, органы исполнительной власти
    субъектов РФ, иные государственные
    органы, органы местного самоуправления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *