Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Негативное влияние на окружающую среду обычно оказывают определённые объекты, которые есть в собственности юрлица или ИП. По закону их необходимо внести в государственный реестр. Это требование прописано в ст. 69.2 N 7-ФЗ. При нарушении данного правила компания обязана заплатить штраф от 30 до 100 тысяч рублей.
Наиболее частые ошибки при сдаче декларации
- Предоставление декларации о плате за НВОС от отдельных структурных подразделений, которые не являются юридическими лицами;
- Не заполняются номера и категории объектов НВОС;
- Включение в декларацию о плате за НВОС чужих субъектов (поскольку декларация должна быть представлена по каждому субъекту от юридического лица);
- Предоставление декларации без ЭЦП при условии превышения платежей за прошлый год в сумме 25 тысяч рублей;
- Указание неправильного статуса декларации;
- Не прикладываются приложения (журнал движения отходов, договоры на размещение отходов);
- Заполняется раздел 3.1 декларации природопользователями, которые не являются региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению (полигоны);
- Заполняются разделы 1.1. и 1.2 природопользователями, которые не имеют выбросы при сжигании попутного газа, и факельных установок;
- Использование расчетов НДВ вместо разрешительного документа;
- Указание неверного срока действия разрешительной документации;
- Необоснованно применяются (или не применяются) дополнительные коэффициенты.
Ставка платы в отношении пыли каменного угля
Отдельно устанавливается ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля. Её данные — в таблице ниже.
Год | Размер |
---|---|
2022 | 67,12 руб./тонна |
2021 | 61 руб./тонна |
2020 | 61 руб./тонна |
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:
- организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
- ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:
- по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
- по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.
Как отразить плату за НВОС в учёте
Есть два варианта начисления платы за НВОС:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.
Плату в пределах норм отражают:
- Дт 20 — в основном производстве;
- Дт 23 — во вспомогательном производстве;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Категории объектов, оказывающих НВОС
До постановки на учёт предприятию присваивается класс (категория) опасности. Он определяется в зависимости от деятельности юрлица или ИП и того, насколько сильное воздействие на природу оказывает фирма.
Изменить категорию объекта можно по заявлению, к которому прикладываются актуализированные сведения об объекте. В течение 15-ти суток с момента получения заявки Росприроднадзор должен сообщить своё решение. Если категория опасности не была изменена, можно обжаловать решение, подав иск в суд.
Значительное негативное воздействие на окружающую среду
Умеренное негативное воздействие на окружающую среду
Незначительное негативное воздействие на окружающую среду
Минимальное негативное воздействие на окружающую среду
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Плату за НВОС вносят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовой формы, так как даже если предприятие не создает вредные выбросы, в ходе его деятельности все равно образуются отходы. Это может быть бумага, лампочки, расходные материалы от офисной техники, упаковка и т.д.
Не сдавать расчет НВОС могут лишь арендаторы, но при этом должны быть выполнены несколько условий:
- в договоре аренды указано, что выплата экологических платежей осуществляется арендодателем;
- арендодатель подает расчет НВОС в Росприроднадзор своевременно, а также выплачивает экологические платежи в полном объеме;
- арендодатель указал ваше предприятие в ПНООЛР.
Если плату за вас вносит другая организация, то это нужно подтвердить документально. Если сделать это невозможно или плата не была внесена своевременно, то ваше предприятие или организация будут оштрафованы.
Кто включен в группу плательщиков
В основном законе, который регулирует взаимодействие с природными ресурсами, указываются конкретные виды влияний, которые компенсируются денежными выплатами. Компании и предприятия платят НВОС в таких случаях:
- Стационарные объекты, которыми пользуются в собственности или в аренде, загрязняющие атмосферу.
- Водный источник тоже является объектом загрязнения.
- Деятельность по размещению и уничтожению отходов.
Вот перечень характеристик, которыми можно пользоваться при отнесении объекта к данной группе:
- В организации есть источники стационарного типа вредного действия – объем не должен превышать 10 тонн за год. Ограничения состава – исключение веществ 1 и 2 класса опасности.
- При эксплуатации не должны поступать очистки в систему подачи воды.
- Объект должен пользовать собственным топливом и не нуждаться в посторонних источниках энергии.
- Оборудование предприятия применяется в работе только для исследований, испытаний или разработок.
Подача расчета и внесения платы
Основание для осуществления расчета – все тот же Федеральный Закон №7-ФЗ Согласно этому документу, подавать декларацию в Росприроднадзор нужно до 10 марта года, который следует за отчетным годом.
Сроки непосредственной платы экологического платежа зависят от того, к какой группе плательщиков относится предприятие. Согласно статьи 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. таких групп всего две:
- объект относится к малому и среднему предпринимательству (МСП). Оплату можно сделать с 1.01 по 1.03 года, следующего за отчетным периодом;
- объект не является МСП. Платежи являются авансовыми, они вносятся каждые 3 месяца, раз в квартал, кроме 4 кв., до двадцатого числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного периода. Размер платежа рассчитывается исходя из суммы прошлогодней платы (четверть от всей суммы).
Если плата не будет внесена в установленные законом сроки, на должностные лица, несущие ответственность за это, может быть наложен штраф. Его размер может варьироваться от 3000 до 6000 руб. Для юрлиц — от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.
Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду
Согласно статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» платить за негативное воздействие на окружающую среду обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых осуществляется хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду:
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- Сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;
- Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов), в том числе передача отходов на захоронение.
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Поправки в основном коснулись расчета платы за наиболее распространенный вид негативного воздействия — размещение отходов.
В отличие от предыдущей редакции Приказа N 204 теперь включать в расчет платы необходимо только те отходы производства и потребления, которые образовались в отчетном периоде. Отходы, возникшие в предыдущих кварталах, в расчете не участвуют. То есть отходы, образованные в предыдущем отчетном периоде, но вывезенные для размещения или переработки только в текущем отчетном периоде, в отчет данного периода не включаются. Несмотря на это, несвоевременное размещение отходов предыдущих отчетных периодов (вывоз для захоронения из мест хранения) может привести к превышению установленных лимитов на размещение отходов и, как следствие, к уплате сверхлимитных платежей. Подобная ситуация может возникнуть, если в месте размещения отходов их оказывается больше, чем положено по лимиту на размещение отходов, выдаваемому территориальными органами Ростехнадзора. Дело в том, что указанный лимит предполагает размещение определенного объема отходов в конкретном месте на оговоренное время.
Отметим, что отсутствие у организации утвержденного лимита на размещение отходов не освобождает ее от подачи расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае вся масса отходов учитывается как сверхлимитная, а плата рассчитывается с применением повышающего коэффициента 5. Основанием является п. 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Аналогичный подход применяется при размещении отходов в неустановленном месте. Ростехнадзор, проводя камеральную проверку, вправе пересчитать плату как за сверхлимитное размещение отходов.
В самом бланке расчета в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» также произошли изменения. Общее число столбцов сократилось с 31 до 27, некоторые из них переименованы.
Кроме платы за отходы поправки затронули и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Так, при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и при сбросах в водные объекты расчет больше не нужно подавать по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на хозяйствующий субъект, отчетность по этим видам загрязнения объединяется в один расчет (п. 2 Общих положений Порядка).
Представлять разд. 3 расчета должны плательщики, имеющие выпуски загрязняющих веществ в водные объекты, а также осуществляющие сброс на водосборные территории. Они оформляют этот раздел отдельно в зависимости от разрешения, полученного от органов Ростехнадзора, по каждому выпуску или производственной территории (при неорганизованном сбросе на водосборные территории). О том, по какому из названных объектов заполняется расчет, в разд. 3 делается соответствующая отметка.
Поскольку ОАО «Перевозки» не осуществляет сбросов вредных веществ в водные объекты, разд. 3 оно не заполняет и не сдает.
По структуре данный раздел аналогичен предыдущим. В столбце 1 указывается порядковый номер строки.
В столбце 2 отражается наименование загрязняющего вещества, облагаемого платой за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе в водные объекты.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).