Пропущена поверка датчика ОДПУ: законен ли перерасчет РСО по нормативам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пропущена поверка датчика ОДПУ: законен ли перерасчет РСО по нормативам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг 2 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию и их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником.

Что важно знать об установке в квартире прибора учета?

По заявлению собственника квартиры лицо, предоставляющее коммунальные услуги (это может быть управляющая организация, ТСЖ или ресурсоснабжающая организация), осуществляет ввод прибора учета в эксплуатацию без взимания платы. Ввод в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца с момента установки прибора учета и оформлен соответствующим актом. При этом прибор должен быть утвержденного типа и должен пройти проверку согласно требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Управляющая организация вправе при очередной проверке без взимания платы установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которые собственник обязан сохранять.

Кто и как часто проверяет состояние приборов учета?

Управляющая организация обязана проверять состояние приборов учета и достоверность сведений об их показаниях не реже одного раза в год. Приборы учета, установленные внутри квартиры, управляющая организация вправе проверять не чаще одного раза в три месяца, а если прибор установлен вне квартиры – не чаще одного раза в месяц.

Представитель управляющей организации проверяет:

  • целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений и не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
  • наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
  • отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в его работу.

В каком случае и как доначисляется плата за коммунальные услуги?

Если прибор учета установлен в квартире, куда не может быть осуществлен доступ без присутствия собственника, управляющая организация производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной суммы.

Перерасчет производится за период, начиная с даты установления пломб, но не ранее чем с даты проведения предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство, и до даты устранения такого вмешательства. Перерасчет производится исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления коммунальных услуг, с применением повышающего коэффициента 10.

Согласно п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет платы за услугу может быть произведен не только в случае нарушения целостности прибора учета, но и из-за необеспечения сохранности контрольных пломб и индикатора антимагнитной пломбы.

Случаи определения размера платы за коммунальные услуги без использования показаний ИПУ и ОПУ



  • При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов?
  • МКД имел ОПУ, который демонтирован в связи с капитальным ремонтом дома. Как производится начисление? Как производится начисление при снятии ОПУ на поверку?
  • Порядок расчета платы за отопление, предусмотренный п.59 Правил № 354, позволяет недобросовестным потребителям умышленно выводить ОПУ на самые холодные месяцы, в результате чего предприятие будет нести убытки, как быть?
  • После установки ОПУ и начислений по нему собственники потребовали провести поверку, поскольку, по их мнению, прибор работал некорректно. При поверке обнаружилось, что прибор имеет завышенную погрешность.
  • Как производить начисление, в том числе по отоплению в межотопительный период, если ОПУ с момента установки отработал менее 3-х месяцев (п.59, 60 Правил №354)?
  • Установлены счетчики, но показания не передавались. Что будет приниматься для расчета среднемесячных показаний приборов учета?
  • Как производить начисление, если ИПУ отработал меньше установленного в Правилах № 354 срока (меньше 3-месяцев)?
  • За три месяца меняется тариф по ИПУ, по какому из них рассчитывать размер платы?
При установлении РСО факта истечения срока поверки прибора учета абонента с какого момента производить начисление платы за коммунальный ресурс с учетом нормативов?

С момента обнаружения или с момента истечения срока поверки (путем сторнировки произведенных ранее начислений по показаниям прибора учета)?

Согласно п. 60 Правил № 354: Плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета за период не менее 1 года (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода) — начиная с даты, когда истек срок эксплуатации общедомового прибора учета, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям общедомового прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку порядок расчетов по договору ресурсоснабжения должен соответствовать Правилам № 354, то с момента истечения срока поверки общедомового прибора учета расчеты по договору ресуроснабжения необходимо производить по среднемесячному объему потребления, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Поскольку Правилами № 354 установлен предельный срок расчетов за коммунальные услуги исходя среднемесячных объемов потребления, определенных исходя из показаний ОПУ (3 месяца), то по истечении указанного срока расчеты за ОДН с потребителями должны производиться исходя из нормативов потребления на ОДН, а расчеты между исполнителем и РСО — в порядке, установленном Правилами № 124, — исходя из суммы объемов потребления в жилых и нежилых помещениях МКД (определенных по показаниям ИПУ и (или) нормативам потребления на индивидуально-бытовые нужды) и объема потребления на ОДН (определенного по нормативам потребления на ОДН).

Наверх

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: размер и условия выплаты

Преимущества новых правил поверки счетчиков

Введение электронного документооборота позволяет упростить процедуру поверки для потребителя, но не только. Также в этом случае исключаются возможности для применения различных мошеннических схем и, кроме того, при необходимости, процедура сверки данных не представляет проблем и осуществляется в оперативном режиме. Но, обязательно нужно знать, что требования к проверяющим остаются прежними, то есть: они должны предоставить официальный документ, подтверждающий их личность и полномочия. Также надо обращать внимание и на поведение специалистов: их действия должны быть четкими и понятными потребителю, задаваемые вопросы не должны выходить за рамки их компетенции, а также – они не имеют права требовать дополнительную оплату. Важно помнить и о своей личной безопасности. Поэтому не рекомендуется принимать проверяющих в одиночку, предпочтительнее привлечь для этого близких родственников, соседей. Особенно этот совет важен для одиноких пожилых людей.

Как убедить соседей установить счетчики тепла

Если установить счетчики во всех квартирах МКД, счета на оплату могут уменьшиться по сравнению с теми, что рассчитывались по нормативам. Но как подвигнуть соседей на такой шаг?

На общем собрании собственников принять решение установить приборы учета тепла в квартирах за счет собственников.

Для принятия решения нужно набрать 2/3 голосов собственников от общего количества голосов.

Плюс в том, что можно выполнить работы по установке оперативно. Сложность в том, что собственники могут не согласиться, ведь покупка и установка счетчиков потребует немалых расходов. Перед проведением собрания можно обратиться в управляющую компанию (УК) / товарищество собственников жилья (ТСЖ) — смотря кто управляет домом — чтобы провели “агитационно-разъяснительную работу” о пользе счетчиков и экономии ресурсов. Это в интересах самой УК (ТСЖ), она должна прилагать усилия в направлении энергосбережения.

В Москве цены на квартирные теплосчетчики начинаются с 6000 рублей. Стоимость услуг установке счетчиков “под ключ” с подготовкой проекта индивидуального учета тепла и разработкой техдокументации — от 12000 рублей и выше (сюда включена стоимость необходимых комплектующих и самих счетчиков). Компании, которые занимаются установкой счетчиков, заявляют, что установка счетчиков тепла окупается за 2 отопительных сезона. Если примете решение установить счетчики во всех квартирах, можно закупить счетчики по оптовой цене, а на услугу по установке получить скидку.

Можно на общем собрании принять решение и об установке распределителей затрат на отопление.

Как установить счетчики на газ

Устанавливать счетчики на газ могут организации, у которых есть лицензия на проведение таких работ. Обычно этим занимаются и газовая компания, которая обслуживает ваш дом, и сторонние организации. Например, в Москве можно обратиться в Мосгаз или любую другую компанию.

Работа по установке счетчика стоит 2–5 тыс. руб. Еще столько же придется отдать за сам счетчик, в зависимости от производителя.

После установки счетчика монтажники должны передать вам копию акта выполненных работ и сделать отметку в техническом паспорте устройства — документ идет в комплекте с прибором учета.

Счетчик нужно опломбировать, зарегистрировать и снять начальные показания. Этим занимается региональное подразделение поставщика газа, как правило, «Газпром». Например, в Москве нужно обращаться в ООО «Газпром межрегионгаз Москва».

После регистрации счетчика вам должны передать номер лицевого счета. С помощью него раз в месяц вы будете передавать показания прибора учета, и он же будет на квитанциях для оплаты.

Расчет потребления ГВС и тепловой энергии при выходе из строя ОДПУ

ОДПУ считается вышедшим из строя по основаниям, приведенным в п. 81 (12) Правил № 354, п. 18.3 Правил № 124, п. 75 Правил № 1034 одно из которых – истечение срока поверки любого из приборов (датчиков).
Нормами Правил № 354 и Правил № 124 определен порядок расчета объема потребления тепловой энергии и горячей воды в случае выхода из строя ОДПУ.

Расчет потребления тепловой энергии в данной ситуации производится следующим образом:

Если ОДПУ работал более 3‑х месяцев отопительного периода в течение 3‑х месяцев после выхода из строя ОДПУ объем тепловой энергии определяется по формуле в пп. «в» п. 21 Правил № 124, с учетом п. 59.1 Правил № 354:
учитываются, в том числе, среднемесячное потребление тепловой энергии в помещениях МКД, а также, при наличии ИПУ тепловой энергии, – объем потребления по показаниям ИПУ, объем потребления тепловой энергии на ОДН, который исчисляется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии по показаниям ОДПУ за отопительный период
Если ОДПУ работал менее 3‑х месяцев отопительного периода, а также по истечении 3‑х месяцев после выхода ОДПУ из строя объем тепловой энергии рассчитывается по формуле в пп. «в.1» п. 21 Правил № 124:
учитываются нормативы потребления тепловой энергии и площади помещений МКД
Читайте также:  Программа «Молодая семья» в 2023 году — условия ипотеки

Акт о выявленных недостатках ОДПУ (о выходе из строя ОДПУ)

Ввод узла учета в эксплуатацию, проверка его функционирования, работоспособности средств измерений, а также выход узла из строя – все это в обязательном порядке актируется с участием РСО и потребителя (УК, ТСЖ, ЖСК).

Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58, 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) Порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, регламентирован п. 62 – 72 Правил № 1034. Ввод в эксплуатацию узла учета осуществляется комиссией, создаваемой УК (ТСЖ, ЖСК) с участием РСО. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в РСО для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При приемке узла учета в числе прочего проверяется наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется. В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил № 1034).

Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета (п. 73 Правил № 1034). Как минимум 1 раз в год в ходе проверки узла учета (оформляемого актом) проверяется его работоспособность, в том числе наличие пломб, срок действия поверки (п. 91, 92 Правил № 1034).

Кроме того, в любой момент при наличии сомнений в достоверности показаний приборов учета, РСО вправе инициировать проверку функционирования узла учета с оформлением акта проверки функционирования узла учета (п. 83 Правил № 1034).

Если РСО «прошляпила» поверку любого из средств измерений, входящих в состав ОДПУ, то оформить акт о выявленных недостатках (выходе из строя ОДПУ) задним числом, она не вправе. А это означает, что применять в отношении МКД расчетный способ потребления тепловой энергии и ГВС возможно только с даты оформления соответствующего акта.

Пример — Постановление АС Уральского округа от 29.09.2021 по делу № А71 – 5203/2020
Обстоятельства дела: срок поверки ОДПУ истек 07.04.2019, а акт о выявленных недостатках узла учета тепловой энергии оформлен 09.09.2019, данным актом ОДПУ признан непригодным к учету в связи с истекшим сроком поверки.
Позиция РСО: расчетный способ определения размера платы за тепловую энергию должен применяется с момента выхода ОДПУ из строя, а не с момента оформления акта.
Позиция судов трех инстанций: прибор учета признан забракованным только с 09.09.2019. Оснований для определения объема тепловой энергии расчетным методом до сентября 2019 года не имелось.

Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых и нежилых помещениях которого установлены ИПУ тепловой энергии, в случае выхода из строя общедомового счетчика в течение отопительного периода зависит от применяемого способа оплаты. Если оплата производится в течение отопительного периода, сначала (три месяца отопительного периода) расчет осуществляется исходя из среднемесячного объема потребления, а затем (начиная с четвертого месяца) — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Если коммунальная услуга по отоплению оплачивается равномерно в течение календарного года, обозначенные данные (среднемесячный объем потребления, норматив потребления) учитываются при корректировке платы за календарный год. В течение же года, в котором ОПУ тепловой энергии не работал в отопительном периоде, расчет платы производится в общеустановленном порядке. Что касается расчетов с РСО в случае выхода из строя ОПУ тепловой энергии, уплачиваемая исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ) сумма за поставленный РСО коммунальный ресурс в виде тепловой энергии не может превышать сумму, получаемую от собственников помещений в МКД за коммунальную услугу по отоплению.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Читайте также:  Упрощенка для предпринимателя в 2022 году

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах — номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Главный аргумент, которой выдвинул Минстрой и теплоснабжающие организации и который, по их мнению, является поводом для отказа от счетчиков — якобы несправедливость любой системы индивидуального учета в многоквартирных домах (МКД). Суть аргументов в том, что собственник квартиры может вообще отключить батареи в холодное время года, однако температура в его квартире все равно останется приемлемой за счет соседей. И это своего рода воровство тепла. Причем соседи будут вынуждены платить больше. Ассоциация «Совет производителей энергии» (СПЭ) сделала расчет, согласно которому при снижении в помещении температуры воздуха на один градус от нормативного значения (+18 градусов) в соседнем помещении для поддержания нормальной температуры потребуется увеличить потребление тепловой энергии на 20%. А при снижении температуры воздуха в соседнем помещении на три градуса потребление тепловой энергии соседями возрастает на 60%.

Вот что говорится в докладе Минстроя. «Подача тепла в квартиры жителей многоквартирных домов — вид коммунального ресурса, который отличается от электроэнергии, воды, газа. Объективно в теплоснабжении отсутствует индивидуальное потребление. Конструкция многоквартирных домов предполагает непрерывный обмен тепловой энергией между квартирами и ее распределение по элементам дома и вентиляции. Проще говоря, квартира, где собственник перекрыл вентиль отопления, будет прогреваться за счет окружающих ее квартир, где отопление присутствует, — так объясняет свою позицию ведомство. — В результате в последнее время стали распространенными случаи, когда собственники полностью перекрывают подачу тепла в свои квартиры, зачастую мотивируя это стремлением к энергоэффективности и энергосбережению. При этом снижение показаний тепловых счетчиков в таких квартирах не имеет ничего общего с реальным потреблением ими тепловой энергии. Они невольно будут использовать тепло от соседей через стены, пол и потолок. Достаточно много случаев, когда из-за отсутствия тепла в одних квартирах в других отсыревают и покрываются плесенью стены, и это происходит именно в новостройках, что особенно неприятно для собственников».

Теплосчетчики для многоквартирных домов

Для удобства подбора оборудования, а также для решения задач по установке и обслуживанию, мы подготовили для вас материал по данному направлению. На сегодняшний день теплосчетчик многоквартирного дома – это решение большого количества проблем и важно правильно подобрать его и установить.
Мы более 10 лет занимается проектированием, производством и монтажом систем для учета расхода тепла и это подтверждает квалификацию наших специалистов. Предлагаем все необходимое для того, чтобы вы могли подобрать теплосчетчик на отопление в многоквартирном доме под ваши условия и оперативно ввести в эксплуатацию заказанное оборудование на своем объекте. Мы готовы помочь вам определиться с типом устройства, обеспечить его доставку, выполнить монтажные работы и взять на обслуживание. Такой подход даст вам возможность значительно сэкономить бюджет и получить проверенное в деле профессиональное решение по организации учета тепла в вашем доме.

Кто должен платить за поверку индивидуальных и общедомовых счетчиков воды и тепла — «СГК Онлайн»

По сути, поверка — это проверка точности показаний счетчика. Завод-Изготовитель выпускает прибор учета с измерительными характеристиками. Со временем в этих показаниях могут возникать погрешности, из-за чего данные, которые показывает счетчик, могут быть неправильными.

Если поверка выявляет, что прибор учета исправен, его оставляют работать на новый срок. А если будут найдены дефекты, то прибор учета ремонтируют либо меняют на новый.

Поверка приборов учета — обязательная процедура. Это закреплено в статье 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ от 2008 года, а также в постановлении Правительства РФ №354 от 2011 года.

Период между проверками называется межповерочным интервалом и указывается заводом-изготовителем в паспорте прибора учета.

По окончании межповерочного интервала гарантия на точность показаний прекращается, прибор считается вышедшим из строя.

Если не провести поверку вовремя, то начисление платы за воду будет считаться так:

  • первые 3 месяца после истечения срока поверки — по средним показаниям счетчиков за последние полгода;
  • с 4-го месяца — по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *