ОСАГО снова изменится не в лучшую сторону в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО снова изменится не в лучшую сторону в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

Независимая экспертиза при автогражданке: когда она требуется


Как оговаривается абзацем 1 пункта 11 статьи 12 закона № 40-ФЗ, необходимость в независимой экспертизе поврежденного автотранспорта возникает лишь тогда, когда автостраховщик и потерпевший не могут согласовать список, характер, обстоятельства очевидных повреждений, нанесенных машине вследствие аварии. В других ситуациях не требуется экспертная оценка вреда, причиненного автомашине.

Данная экспертиза может проводиться как автостраховщиком, так и пострадавшим. Однако обязанность по выполнению такой экспертизы в первую очередь возлагается именно на компанию-автостраховщика (пункт 13 статьи 12 закона № 40-ФЗ). Если же страховая организация не провела надлежащий осмотр автомашины или отказалась обеспечить данную экспертизу, пострадавшая сторона вправе самостоятельно её осуществить.

Что можно, а что нельзя делать при получении направления?

Обратите внимание, чаще всего при выдаче направления в сервисный центр страховая Вам предложит подписать некие бумаги. Подписывать ничего не нужно, кроме заявления и извещения о ДТП на этапе подачи документов. И даже в заявлении, если бланк Вам дала страховая компания (а оно пишется в свободной форме – Вы можете написать его дома на компьютере), нельзя заполнять поля, которые не требуются прямо для выдачи направления, для Вашей же безопасности.

Очень часто страховые хитрят и дают Вам дополнительные соглашения либо указывают нужные им поля в заявлении. К таким полям могут быть отнесены:

  • согласие на доплату в автосервисе, если суммы возмещения не хватит (вследствие занижения суммы оценки ущерба),
  • согласие на предоставление любого СТОА из списка на выбор страховщика, тогда как при определённых условиях (о них ниже) автосервис должен быть только дилерский,
  • согласие на использование б/у запчастей на СТОА при восстановительном ремонте.

Есть ещё целый ряд других условий. Если Вам что-то кажется подозрительным, просто не заполняйте поля и не подписывайте никакие отдельные бумаги. Кроме страховой, Вам и в сервисе могут предложить подписать что-нибудь, а там ещё хуже – Вы можете подписать договор цессии – переуступки права требования от страховой. Таким образом, Вы продадите в автосервис право требования выплаты за восстановление машины. В результате машину Вам починят исключительно в порядке обычного оказания услуги. И, если подписываемый документ Вы не читали, то восстановить авто могут частично, б/у запчастями, некачественно выполнив работы и так далее.

Почему нужно доплачивать, если нет виновны?

Нужно помнить, что все выплаты начисляются только по специальному справочнику. Там учитывается большое количество показателей, которые влияют на итоговый расход средств. Владелец не может самостоятельно определиться с маркой масла, которую заливают в автомобиль или установкой свечей, которые приобретал и постоянно устанавливал. Все показатели прописываются в специальном справочнике, и страховая компания сама решает, что нужно применить.

Но, когда вы хотите снизить расходы, то можно воспользоваться применением старых приспособлений. Такое соглашение обычно оформляется в письменной форме и согласовывается со страховой компанией. Даже, когда вы не виновны, вы должны оплачивать все процедуры. Но, по закону, вы можете потребовать выплату со стороны виновника. Все это решается либо сразу после ДТП, либо в установленном судебном порядке.

Что делать при покупке автомобиля?

Если вы только хотите купить автомобиль и сохранить все гарантийные обязательства, то попросите у дилерского центра список всех СТО. После этого подберите тот вариант организации, которая, в последующем, предоставит возможность обслуживания на выбранной СТО. Если в страховой компании нет договора, то попытайтесь договориться либо о направлении именно на эту станцию, либо о компенсации в денежном формате. Если же вы приобретаете уже подержанный автомобиль, то попросите все чековые квитанции на приобретаемые и устанавливаемые запчасти. Если вы приобретаете дорогой автомобиль, то тогда проанализируйте, сможете ли вы погасить своими средствами разницу во время восстановления.

Читайте также:  Что такое депозитный и текущий счет и чем они отличаются?

Как видно, новые изменения в законе принесли лишь ряд недопонимания со стороны постоянных клиентов. И для честных людей они стали некой проблемой, потому что при превышении суммы погашения человек должен доплачивать определенную сумму из своих собственных финансовых средств. Но, чтобы воспользоваться законом и правами, стоит лишь детально изучить представленную информацию и найти несколько серьезных лазеек.

Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:

  • У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
  • Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году

В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.

На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.

Транспортное средство не подлежит ремонту

Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:

  • машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
  • автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.

Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:

  1. Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
  2. Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.

Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.

Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2022 году

Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.

Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение в 2022 году

Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.

Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.

Можно ли отказаться от натурального возмещения

Как получить выплату и можно ли это сделать? Возмещение ущерба при ДТП с 2017 года позволяет выбрать ремонт или деньги в следующих ситуациях:

  • машина повреждена настолько, что восстанавливать её просто нецелесообразно;
  • владелец авто погиб в аварии (в таком случае родственники имеют право не ремонтировать ТС, а получить деньги);
  • стоимость ремонта больше максимально возможной (400 тысяч рублей) и хозяин авто не желает доплачивать;
  • починка не может быть произведена ни на одной из СТО, работающей со страховой;
  • наличие предварительного соглашения о том, что выплата должна производиться в виде денег;
  • ни один сервис, предоставленный страховщиком, не соответствует требованиям закона;
  • СТО слишком сильно удалена от места ДТП, и нет возможности доставить туда машину;
  • наличие у водителя международной страховки;
  • страховщик не успел вовремя устроить проведение ремонта;
  • ремонт не может быть осуществлён в сервисе, который был выбран во время оформления полиса.

Если в течение года страховщик неоднократно нарушал правила предоставления натурального возмещения, Центробанк может ограничить его право направлять на починку авто. В таком случае владелец машины имеет полное право получить именно денежную компенсацию. А натурального возмещение тогда будет производиться исключительно с его согласия.

Что необходимо учитывать при ремонте по ОСАГО?

17 марта 2017 года на законодательном уровне ремонт заменил большинство выплат. Восстановительные работы могут проводить только лицензированные компании. Если транспортное средство находится на гарантии, тогда необходимо обратиться исключительно к официальному дилеру. Эксперты примут во внимание возраст транспортного средства, его пробег, внутренние и внешние повреждения. Износ должен находиться в пределах 50%.

В ФЗ «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 15.1 устанавливается, когда детали должны быть заменены. Использование вторичных деталей не допускается, если страховое соглашение не указывает что-то другое.

Минимальная гарантия на восстановленное транспортное средство должна составлять полгода, на кузовные работы (в число которых входит покраска) – 1 год.

Автосервис обязан устранить недостатки в том случае, если в договоре страховой компании и пострадавшего не будет указан иной метод.

Если компенсация не покрывает все расходы на ремонт

Если величина выплаты заниженная, пострадавший может подать претензию страховой компании. Если она не будет удовлетворена, тогда можно подать судебный иск. Данное требование может предъявить страховая компания пострадавшего в случае суброгации (при переходе соответствующего права). Недостающую денежную сумму можно взыскать с виновного в аварии при реализации досудебной претензии либо судебного разбирательства. В соответствии со статьёй 1079 Гражданского кодекса возместить причинённый ущерб обязан виновный в ДТП в том случае, если ему не удастся доказать, что причинённый вред не был вызван злым умыслом потерпевшего либо непреодолимой силой.

Стоимость будущего ремонта страховая компания согласует с автосервисом. Все вопросы в отношении скрытых повреждений необходимо решать при участии пострадавшего. Данный факт должен отображаться в документе при приёме транспортного средства на автосервис. Клиент не обязательно должен общаться с сотрудниками СТОА, ведь он не подписывал с ними соглашение. Он может не переживать из-за реальных расходов на ремонт по ОСАГО, поскольку оплату производит страховая компания. Однако на практике подобное случается нечасто.

В правилах автогражданки в пункте 4.17 установлено, что в направлении на восстановительные работы должна быть указана возможность доплаты страхователем. К тому же они определяют, что страховщик не отвечает, если клиент обсудил сроки передачи восстановленного транспортного средства либо принял автомобиль без своих претензий. По этой причине перед подписанием бумаг на автостанции необходимо всё тщательно проверить.

Правила выплаты страхового возмещения на случай дорожно-транспортного происшествия закреплены ст.12 закона № 40-ФЗ от 25.04.2002г. Имущественный вред компенсируется на основании заявления потерпевшего. Форма документа утверждена положением Центробанка России № 431-П. В зависимости от последствий аварии к обращению необходимо приложить:

  • копию удостоверения личности;
  • доверенность и иное подтверждение полномочий при подаче заявления представителем;
  • банковские реквизиты для зачисления средств;
  • разрешение органов опеки при признании потерпевшим несовершеннолетнего;
  • извещение о происшествии;
  • протокол или постановление об административном правонарушении;
  • медицинские справки и заключения о причинении вреда здоровью, жизни;
  • документы о прямом родстве с погибшим получателем страховой выплаты;
  • квитанции о расходах на погребение;
  • паспорт транспортного средства;
  • регистрационное свидетельство;
  • отчет оценщика о размере имущественного вреда;
  • чек об оплате услуг независимого эксперта;
  • квитанции на эвакуацию неисправного автомобиля с места ДТП;
  • документы о стоимости хранения машины на специализированной площадке до осмотра страховщиком.
Читайте также:  Могут ли племянники претендовать на наследство и в какой очереди?

Потерпевший вправе обратиться в один из филиалов компании, выдавшей полис ОСАГО. Если гражданином был предоставлен не полный перечень документов, его извещают о необходимости дополнения в течение 3 суток. При этом стороны могут перейти на электронный формат обмена сведениями.

Как отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги

Согласно изменениям в законе об ОСАГО, ремонт авто имеет приоритет перед денежным возмещением. Клиент не может выбрать предпочтительный вариант: ремонт или выплата по ОСАГО. Но существуют исключения, когда организация обязана предоставить компенсацию.

Они касаются только машин личного пользования и не распространяются на авто, зарегистрированные на юридических лиц.

Если ваша ситуация не входит в перечень исключений, то правила ремонта по страховке следующие:

  1. После осмотра поврежденной машины собственник получает направление на ремонтные работы, который оплачивает организация. Его стоимость считают по Единой методике ЦБ РФ.
  2. СТО должна находиться на расстоянии не более 50 км от местонахождения потерпевшего. В виде исключения — свыше 50 км, но компания оплачивает проезд.
  3. Нельзя использовать б/у комплектующие детали. Нюансы можно определить в соглашении.
  4. Срок завершения ремонта — до 30 дней с даты оформления направления.
  5. Гарантийный срок на проведенные работы — не менее полугода, и год — на покраску и кузовной ремонт.

Если страховщик выразит согласие, то потерпевшая сторона может сама договориться о восстановлении авто на бездоговорной станции техобслуживания. При этом компания все равно оплачивает стоимость работ. Этот вариант называется натуральным возмещением по ОСАГО.

Если уверены, что сумма покроет все будущие траты на ремонт, то берите ее по договоренности. Если у вас нет желания или возможности самостоятельно заниматься поиском СТО, подумайте о восстановлении машины страховой организацией.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Направляя автомобиль на ремонт по ОСАГО помните:

  • хотя восстановление авто на СТО является приоритетным, по согласованию с СК не исключена возможность получения денежной компенсации;
  • максимальный срок выдачи направления составляет 20 дней с момента обращения;
  • срок восстановления автомобиля не должен превышать 30 дней;
  • без вашего согласия при ремонте не должны использоваться б/у или неоригинальные запчасти;
  • автомобили младше 2-х лет направляются на СТО официального дилера;
  • гарантия на детали и узлы составляет 6 месяцев, на покраску 12.
  • претензии по ремонту предъявляются страховой компании, а не автосервису;
  • жаловаться на СК можно в Федеральную службу страхового надзора, Центральный банк и Союз автостраховщиков;
  • после проведения досудебного урегулирования для получения компенсации, пени и неустойки обратитесь в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *