В России вступил в силу новый регламент ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России вступил в силу новый регламент ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

При проведении контрольных мероприятий учитываются заявления и жалобы гражданских лиц, оперативные сведения о работе патруля. Гласные проверки проводят не реже одного раза в неделю приказом командира полк, роты, батальона. Проверки ежедневно, не реже двух раз в смену, проводят командиры взводов или их заместители. О прибытии проверяющего ДПС, который представляется и показывает документы и предписание (это не касается непосредственных начальников) старший наряда сообщает дежурному. Проверяющему ДПС не разрешается применять любые провокационные действия.

Скрытые проверки проводят по утвержденному заранее графику командиром строевого отделения или руководителем. Если вскрылись объективные факты и обстоятельства, то разрешено проводить скрытую проверку вне графика. Продолжительность такой проверки не превышает часа. Наблюдение ведется при помощи видеокамер, фотосъемки, аудиозаписи.

Использование грузовиков для остановки нарушителей

Новые правила обеспечивают задействование грузовых машин для принудительного торможения автомобилей, грубо нарушающих ПДД и представляющих угрозу безопасности движения. В этом случае основным аспектом при принятии решений об остановке должна являться целесообразность применения столь крайних мер. Исключено использование такого способа принудительного прекращения и остановки движения в следующих случаях:

  • если нарушитель может в этот момент транспортировать грузы повышенной опасности;
  • при осуществлении представляющим опасность транспортом перевозки в салоне людей;
  • если правила нарушает автомобиль экстренной службы;
  • если нарушителем является маршрутное ТС;
  • при остановке двух- или трехколесных мотоциклов, мопедов, скутеров;
  • при остановке ТС, защищенных дипломатическим или консульским иммунитетом.

Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.

Полное название:

«Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»

Вводится:

«Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664»

В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит.

Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.

Регламент регулирует работу должностных лиц. Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством.

Читайте также:  Нарушение миграционного режима в РФ

Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.

Сотрудник ГИБДД предлагает нарушить правила дорожного движения

Нередко встречается ситуация, когда сотрудник ГИБДД предлагает водителю нарушить правила дорожного движения. Особенно часто это происходит при сдаче квалификационного экзамена на получение водительского удостоверения. Обычно нарушение водителя в этом случае приводит к отрицательному результату всего экзамена.

Федеральный закон «О полиции» запрещает сотрудникам ГИБДД выполнять подобные действия:

Статья 6. Законность…
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Конечно же, подобное ограничение существует и в методике проведения квалификационных экзаменов, однако оно относится исключительно к экзаменам, а приведенный выше пункт относится абсолютно к любым ситуациям.

Какие изменения произошли во взаимодействии инспекторов ГИБДД и участников дорожного движения?

Официально наложен запрет на использование водителем транспортного средства всевозможных устройств, являющихся препятствием к их конфискации инспектором ГИБДД. Отказ снять эти приспособления может усугубить положение виновника происшествия.

Множество требований появилось и к поведению сотрудников государственной инспекции: запрещение дискриминационных высказываний, перехода «на личности» и от любых оскорбительных реплик и действий, включая даже просто грубый тон. Это было ответом на многочисленные жалобы водителей о ненадлежащем поведении работников ГИБДД. Такие меры вкупе с видео фиксацией деятельность сотрудников государственной инспекции должны способствовать снижению количества конфликтных ситуаций между водителями и инспекторами.

Еще одним резонансным новшеством стал запрет на остановку судейских работников. Не является исключение и нахождение их за рулем в нетрезвом виде.

Новый Регламент по осуществлению ГИБДД надзора за соответствием деятельности участников дорожного движения законодательству о безопасности на дорогах не разрешил до конца все существующих вопросов, в дальнейшем, безусловно, он будет корректироваться.

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2019-2020 гг. для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Начало общения с сотрудником полиции (ГИБДД)

Это вопрос уже рассматривался в книге «Бронежилет Водителя», и если Вы еще не знакомы с этой книгой, то настоятельно рекомендую это сделать.

Что касается закона «О полиции», то он во многом повторяет положения административного регламента ГИБДД и говорит о следующем:

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина…
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Т.е. сотрудник полиции (ГИБДД) при начале общения с гражданином, независимо от того, кто начал это общение, обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Кроме того, по требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить и служебное удостоверение.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2020 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Читайте также:  С 1 марта изменятся суммы и порядок выдачи пособий: Что нужно учесть получателям

Что разрешено сотруднику ДПС

Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:

  1. Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
  2. Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
  3. Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
  4. Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
  5. Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
  6. Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
  7. Производить задержание и доставку лиц в полицию.
  8. Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
  9. Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
  10. Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
  11. Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
  12. Проверять документы, если на это есть законные основания.
  13. Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
  14. Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
  15. Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
  16. Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
  17. Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
  18. Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
  19. Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
  20. Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
  21. Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.

Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

Основные нововведения

Новый регламент предусматривает многочисленные изменения, среди которых одним из наиболее существенных стало исключение из документа нормы, предусматривающей изъятие водительских прав с последующим запретом нарушителю эксплуатировать транспортное средство в связи с необходимостью обеспечить производство по делу об административном нарушении.

В документе приведен порядок, которого должны придерживаться сотрудники госавтоинспекции при осуществлении видеорегистрации процессуальных действий в процессе протоколирования административных нарушений, когда отсутствуют понятые. Также прописаны нюансы проверки машин на наличие тахографов.

Новый регламент содержит порядок оформления ДТП с использованием европротокола без привлечения сотрудников дорожной полиции. Несмотря на то что возможность оформления незначительных происшествий таким образом существует с 2020 года, в предыдущей редакции регламента ГИБДД не было прописано, каким образом это должно осуществляться на практике.

Важно, что в документе приводятся уточнения относительно порядка, которого должны придерживаться работники автоинспекции при протоколировании ДТП, когда имеют место разногласия между лицами, вовлеченными в ДТП. То же самое касается и оформления происшествия, в результате которого возникли пострадавшие.

Читайте также:  Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

Теперь представители ГИБДД получили возможность задействовать фото- и видеозаписи, сделанные при помощи не принадлежащих им технических средств, для доказательства нарушения дорожных правил.

В документе присутствует несколько приложений с образцами документов, которые должны заполняться полицейскими при осуществлении надзора за соблюдением безопасности движения на дороге.

Электронные документы водителя

21 век уже давно на дворе, но до недавнего времени, мы были заложника макулатуры, и да, нельзя не отметить, что наше правительство постоянно совершенствует систему, и вот наконец, мы дождались:

В ПДД РФ, есть пункт 2.1.1 добавлен еще один абзац, а именно:

«Документы, предусмотренные настоящими Правилами, в случае их оформления в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации предъявляются в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

То есть теперь у каждого водителя появилась возможность при необходимости предъявлять все документы (полис страховки — ОСАГО, свидетельство о регистрации ТС — СТС, водительское удостоверение – права) не только на бумажном носителе, но и в электронном виде! По сути в некоторых регионах это уже можно делать некоторое время и эксперимент показал себя с положительной стороны. Суть электронных документов заключается в том, что есть приложение «Госуслуги Авто», загружая туда данные документов у Вас будет сформирован уникальный QR-код, по которому любой сотрудник ГИБДД сможет проверить ваш документ.

Кстати, из ПДД исключена необходимость иметь при себе следующие документы (если это применимо):

  • Лицензионная карточка;
  • Временное разрешение на право управления ТС;
  • Карточка допуска на ТС для осуществления международный перевозок.

Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664.

Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике.

Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства.

При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Скачать текст Приказа № 664 МВД РФ от 23.08.2017 года об утверждении Административного регламента

Отмена закрытых площадок при сдаче экзаменов в 2023

Внесенные изменения в сдаче экзамена в ГИБДД в 2023 году исключают демонстрацию навыков будущих водителей на закрытых площадках.

Им достаточно показать свое умение управлять транспортным средством в городском шоссе, где наблюдается естественный поток автомашин. То есть им не приходиться сдавать «площадку».

Такое правило относится к выпускникам, которые хотят получать права для управления легковым автомобилем, автобусом, грузовиком и составом.

Дополнительно от них требуется выполнять следующие маневры в реальных условиях:

  • развернуть автотранспорт в ограниченном пространстве;
  • параллельно припарковать ТС;
  • начинать ход на подъеме;
  • въезд в гараж выполнением заднего хода.

В автодромах или закрытой площадке будут проводиться испытания для тех, кто намерен получать удостоверение, разрешающее управлять мотоциклом, трициклом, квадроциклом и мопедом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *