Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение УТС по ОСАГО в 2023 году — судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Почти все автовладельцы знают, что в результате аварии их автомобиль может потерять значительную часть своей рыночной стоимости из-за повреждений и дефектов, полученных в аварии. Однако не все знают о возможности потребовать возмещение утраченной стоимости автомобиля в денежной форме (если у вас есть полис каско).

Методика Министерства юстиции

Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:

УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100

Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:

  • если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
  • если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
  • цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
  • если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.

Что такое УТС и как за нее получить компенсацию?

После попадания машины в ДТП её ценность на вторичном рынке значительно снижается. Никто не хочет покупать битый автомобиль по той же цене, по которой можно приобрести машину без повреждений. Но что в таком случае делать людям, в авто которых не по их вине въехал другой водитель? Выходит, что из-за чужой невнимательности на дороге стоимость транспортного средства становится ниже. В таком случае у водителя есть возможность получить дополнительную компенсацию.

Таким образом, УТС – это уменьшение цены на транспортное средство в связи с его починкой после попадания в дорожно-транспортное происшествие. Либо еще можно сказать, что УТС – это определенная разница в цене двух полностью идентичных автомобилей на рынке. Для начала берется одно ТС, которое никогда не получало повреждений в ДТП. После этого его сравнивают с другим, которое ранее уже приходилось ремонтировать после аварии.

К утрате товарной стоимости относят следующие случаи:

  • когда был поврежден внешний вид корпуса автомобиля: отбита краска, отколота часть корпуса;
  • снижение прочности узлов авто и прочих деталей;
  • ухудшение технических характеристик машины.

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Основные методики расчета УТС автомобиля

Лишение имущественной стоимости обусловливается невозможностью восстановить транспортное средство до состояния предшествующего аварии. Данные факторы выражены следующими необратимыми процессами, как то:

  • нарушение технических параметров;
  • габаритов машины;
  • физических характеристик конструктивных узлов, деталей;
  • эксплуатационных характеристик вследствие повреждения механических элементов.

Невольному участнику ДТП следует обратить внимание, что компенсационные выплаты по утс рассчитываются только для автомобилей не старше 5 лет со дня эксплуатации. Кстати, срок эксплуатации транспортного средства обусловлен датой его производства. Показатель дополняется и величиной эксплуатационного износа, который не должен превышать 35%. Расчет так же не берет во внимание замененные полностью детали. Однако бывают случаи, когда величина утерянной стоимости не покрывает размер ущерба. Подобное случается при мелких авариях с новой машиной. Тогда провести точный расчет поможет квалифицированный оценщик.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Можно и самостоятельно рассчитать утери, но при подаче искового заявления в суд рассматриваются документы, где значение утери рассчитано специализированной организацией и подтверждено соответственными подписями и мокрой печатью. Расчеты же страховой компанией утраты товарного вида могут достигать 20%, взятых от первоначального оценивания экспертом после наступления страхового случая.

При малейшем сомнении о правильности расчетов агентством, водитель имеет право прибегнуть к помощи независимой экспертной организации. Конечно, страховщик будет избегать результатов такого оценивания, но данный документ может фигурировать в суде. Подобная практика недавно утверждена законодательством, и водитель может настоять на возмещении УТС по ОСАГО в 2023 году, опираясь на решение закона. Расчеты утери первоначальной цены проводятся одним из двух классических приемов:

  • метод руководящего документа — РД;
  • способ Хальбгевакса.

Как получить выплату УТС по ОСАГО

Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.

Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:

  1. Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
  2. Составить заявление установленного образца.
  3. Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
  4. Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
  5. Предоставить машину для осмотра экспертов.
  6. После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
  7. После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
  8. Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
  9. На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Читайте также:  Информация Пенсионного фонда

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Методика Министерства юстиции

Аргументация покупателя тоже понятна — машина находится в поврежденном состоянии, платить за неё сверх необходимого никто не хочет. Из-за этого возникает разница между желаемой и реальной ценой, точным термином будет словосочетание «упущенная прибыль». Именно эта упущенная прибыль является зачастую камнем преткновения между автовладельцем и страховой компанией.

  • доаварийное состояние транспортного средства. Сюда входят степень износа, дата начала эксплуатации ТС и его пробег, год выпуска, дефекты, имевшиеся в автомобиле до ДТП, его марка и комплектация;
  • экономический регион, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие, поскольку расчет стоимости ремонтных работ и необходимых деталей будет производиться на основе средних по территориальному субъекту РФ цен на аналогичные товары и услуги;
  • дата аварии;
  • износ деталей, требующих замены вследствие ДТП, их материал и технические характеристики.

Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.

Если имеется таковая возможность — перед подачей иска следует ознакомиться с судебной практикой. В первую очередь — с решениями Верховного Суда. Расчет компенсации каждая страховая компания производит в индивидуальном режиме.

  • Уобщ. — это и есть общая УТС
  • Уэл. — это стоимость ремонта всех съёмных элементов кузова;
  • У кар. — это стоимость ремонта всех несъёмных элементов кузова, которые составляют собой каркас кузова;
  • У окр. — это стоимость полной или частичной покраски кузова;
  • Укуз. — стоимость работы по замене кузова либо по ремонту такого количества и качества элементов этого кузова, которое нарушает общую конструктивную геометрию кузова.

Любое повреждение, которое приводит к уменьшению стоимости машины после ее восстановления, имеет определенный коэффициент. Его значение зависит от категории ремонтных работ и детали, которая ремонтируется. Если речь идет о крупной аварии, размер УТС может быть более 10% общей стоимости транспортного средства.

Расчет УТС по ОСАГО в 2023 году

Вопрос, который волнует очень многих российских владельцев автомобилей. Ведь не секрет, что проблемы со страховыми компаниями возникают не менее часто, чем дорожно-транспортные происшествия на улицах.

Автолюбители все чаще стали испытывать сложности при получении компенсационных выплат от страховых компаний. Большая часть этих проблем приходится на утрату товарной стоимости автомобиля. Изменения, произошедшие в утс по ОСАГО 2017, позволяют успешно решать эти вопросы через суд.

Какими знаниями необходимо вооружиться, чтобы добиться благополучного исхода в борьбе со страховщиками? И как получить выплаты в кратчайшие сроки? Для начала нужно иметь представление о том, что такое «утрата товарной стоимости».

Ремонт автотранспортного средства после аварии приводит к потере его стоимости. Это и есть, так называемое УТС. Восстановленный после дорожного происшествия автомобиль всегда имеет меньшую цену, чем никогда не бывавший в аварии.

Это обусловлено восстановительными работами, которые приводят к ухудшению общего эксплуатационного состояния машины. К ним относится смена некоторых частей или узлов автомобиля, повреждения лакокрасочного покрытия и восстановление отдельных деталей.

В результате аварии повреждаются не только детали, но и ухудшается внешний вид машины, что приводит к снижению стоимости по ОСАГО на 20% ниже рыночной.

Несмотря на богатую судебную практику при рассмотрении таких дел в пользу автовладельца, страховщики расценивают эти случаи как свою упущенную выгоду и отказываются покрывать реальный убыток владельцев транспортных средств.

Из-за этого крайне сложно спорить со страховыми фирмами, но шансы все же высоки.

Единая методика расчета ущерба по осаго 2022 расчет

Российский союз автостраховщиков (РСА) подготовил единую методику определения размера ущерба при ДТП и правила проведения независимой техэкспертизы. Эти документы в случае их принятия избавят участников рынка ОСАГО от судебных разбирательств. Методика (есть в распоряжении РБК daily) разрабатывалась с ноября прошлого года. По словам главы РСА Павла Бунина, в феврале документы в качестве предложения будут направлены в службу Банка России по финансовым рынкам.

Читайте также:  Пособие на третьего ребенка в 2023 году

Расходы на ремонт поврежденного автомобиля в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новым единым правилам, утвержденным ЦБ РФ (является регулятором страхового рынка). Единая методика определения расходов на ремонт автомобилей и правила проведения независимой эксперты вступили в силу 17 октября. Как сообщается на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), в дополнение к положениям ЦБ утверждены справочники, содержащие информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ.

Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО

Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.

По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:

  • основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
  • дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
  • место и условия проведения осмотра;
  • реквизиты регистрационных документов на машину;
  • сведения о владельце автомобиля;
  • сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
  • сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
  • предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
  • сведения о возможных скрытых повреждениях;
  • информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
  • сведения о лице, проводившем осмотр;
  • сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
  • дата составления документа.

Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.

При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.

Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.

Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости

На показатели УТС будет влиять каждое повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и агрегату.

Для оценки повреждений деталей кузова применяются показатели, которые напрямую влияют на методы и трудоемкость ремонта:

  • площадь повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
  • глубина (объем) повреждения;
  • в отдельных случаях – длина повреждения;
  • вид (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • конструктивные характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.

При описании эксперт обязан пользоваться терминами и определениями, указанными в методике.

Для оценки повреждений лакокрасочного покрытия используются следующие показатели:

  • тип лакокрасочного покрытия;
  • размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);
  • характеристика послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);
  • материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик, сталь, алюминий и т.п.).

Эксперт обязан учесть места размещения рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *