Тема 5. Формирование и учет финансового результата в бюджетных организациях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 5. Формирование и учет финансового результата в бюджетных организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 11 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры», утв. приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н, доходы по долгосрочному договору признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах Рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов. Если выполнение работ (оказание услуг) по долгосрочному договору осуществляется неравномерно, субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации, предусмотренный учетной политикой субъекта учета.
Применение счетов 401 41 и 401 49
Приказами Минфина России от 28.10.2020 № 246н, от 30.10.2020 № 253н и № 256н внесены изменения в Инструкцию по применению плана счетов бюджетного учета (утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н), Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н).
Однако новые редакции Инструкций не содержат бухгалтерских записей по применению счетов 401 41 и 401 49. На дату подписания номера в печать методические указания Минфина России по применению указанных счетов и переносу остатков со счета 401 49 на счет 401 41 также отсутствуют.
Согласно пункту 301 Инструкции № 157н счета 401 49 и 401 41 применяются в операциях, которые подлежат консолидации в отчетности.
Это в полной мере относится к операциям по предоставлению/получению межбюджетных трансфертов, субсидий и грантов.
После отражения поступления оплаты следует ввести документ Распределение оплат (образование), который распределит поступившую оплату от плательщиков по учащимся. Так как по счету 205.31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» расчеты ведутся по плательщикам за образовательные услуги, а отчеты формируются по учащимся, для корректного отображения начислений и оплат в отчетах следует распределить поступившую оплату от плательщиков по учащимся, за которых данный плательщик заплатил.
Для ввода документов Распределение оплаты (образование) удобно использовать Помощник распределения оплат (образование) (далее — Помощник), доступный из раздела Платное обучение, группа команд Расчеты (рис. 3).
Расходы по договорам длительного исполнения
Для формирования фактической стоимости платных услуг необходим счет, на котором должны собираться все расходы. Для этих целей п. 73 Инструкции N 25н предусмотрен счет 2 106 04 000 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)». На этом счете на основании первичных документов формируется себестоимость услуг. Формирование фактической себестоимости отражается в бухгалтерском учете проводкой:
Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;
Кредит счетов:
2 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
2 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;
2 104 00 000 «Амортизация»;
2 105 00 000 «Материальные запасы» и другие.
Согласно п. 71 Инструкции N 25н аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждой оказываемой услуге (работе). Записи в нее производятся на основании журналов операций.
Обратите внимание: при осуществлении деятельности по оказанию платных услуг учреждению необходимо организовать раздельный учет расходов по этому виду деятельности. Если некоторые виды расходов невозможно разделить в момент постановки на бюджетный учет, то их определяют расчетным путем. Это касается коммунальных платежей, услуг связи, транспортных услуг административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.
Так, согласно п. 3 ст. 321.1 НК РФ если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате вышеперечисленных расходов за счет двух источников, то принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы). Методика распределения расходов между двумя источниками финансирования, указанная в п. 3 ст. 321.1 НК РФ, относится к признанию расходов учреждения в целях налогового учета, однако ее можно применить и в целях бухгалтерского учета.
Классификация доходов и расходов будущих периодов
Инструкция № 157н предписывает учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов следующие поступления и затраты (п. 301, 302):
Доходы будущих периодов |
Поступления, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода |
Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия |
|
Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам |
|
Доходы от реализации имущества казны, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов |
|
Поступления по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) |
|
Поступления по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов |
Учет операций по администрированию доходов бюджета
Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)
Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 262 Инструкции N 157н).
На каком счете учета учитываются доходы будущих периодов
Сначала о доходах будущих периодов и что к ним относится. Согласно приказу Минфина России от 31.10.2000 № 94н, которым утвержден План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, доходы будущих периодов – это:
- доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам;
- предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы;
- разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью ценностей, принятой к бухучету при выявлении недостачи и порчи.
В отношении доходов будущих периодов проводки делают с использованием одноимённого счета 98. Он пассивный (остаток только по кредиту) и синтетический.
Детально доходы будущих периодов отражают, например, на следующих субсчетах:
- 98-1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов»;
- 98-2 «Безвозмездные поступления»;
- 98-3 «Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы»;
- 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» и др.
Доходы будущих периодов: структура счета 98
Основная функция счета – объединение аналитических сведений о доходах грядущих периодов. В зависимости от источника происхождения платежей к счету открывают следующие субсчета, предусмотренные Планом счетов:
- 98/1 «Доходы, поступившие в счет будущих периодов»;
- 98/2 «Безвозмездные поступления»;
- 98/3 «Поступления от возмещения по недостачам, установленным за предыдущие периоды»;
- 98/4 «Разницы между суммами к взысканию с виновных и стоимостью недостающего имущества по балансу» и др.
По кредиту записывают поступающие суммы, относимые к ДБП, по дебету – суммы, перечисляемые тогда, когда доход признается.
Не существует отдельного ПБУ «Доходы будущих периодов», применение счета регламентируется Планом счетов, ПБУ 9/99 «Доходы», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Сегодня в будущих доходах могут рассматриваться:
- целевое бюджетное финансирование;
- стоимость безвозмездно поставленных ОС, МПЗ;
- разницы между суммой арендных платежей по договору и стоимостью имущества в лизинге.
Проводки для отражения в учете доходов будущих периодов
Вот основные записи, которыми оперирует бухгалтер, учитывая грядущие доходы:
Операция |
Д/т |
К/т |
Поступили средства, как ДБП |
51, 52, 58 |
98/1 |
Списание части средств, относящихся к наступившему периоду |
98/1 |
90,91 |
Поступление финансирования из бюджета |
86 |
98/1 |
Списание целевых средств в соответствующем периоде |
98/1 |
90,91 |
Отражена первоначальная стоимость ОС, МПЗ или товарам, поступившим безвозмездно |
08, 10, 41 |
98/2 |
Признан доход по безвозмездно полученным ОС (ежемесячным начислением износа) |
98/2 |
02 |
Признана выручка по поступившим безвозмездно товарам, МПЗ |
98/2 |
10,41 |
Установлена сумма недостач по прошлым периодам |
73, 94 |
98/3 |
Поступили средства в погашение ущерба от недостачи |
50, 51, 52 |
73,94 |
Признание дохода от платежа по погашению недостачи |
98/3 |
91 |
Законодательные и нормативные акты по теме “Доходы будущих периодов”
Инструкции по применению Плана счетов (утверждены Приказом Министерства финансов России от 31 октября 2000 № 94н) | О ведении счета 98 и субсчетов к нему |
Приказ Министерства финансов России от 2 июля 2010 № 66н | О необходимости отражения доходов будущих периодов в разделе V “Краткосрочные обязательства” |
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности предприятия | О том, что на сч. 98 следует учитывать доходы будущих периодов, а также:
— безвозмездные поступления, — поступлений задолженностей по недостачам прошлых лет; — обнаруженных разниц между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью ценностей, которые были приняты к бухучету при выявлении недостачи/порчи. |
п. 4 Указаний об отражении в бухучете операций по договору лизинга | Об отражении в составе доходов будущих периодов разницы между стоимостью лизингового имущества и общей суммой платежей по договору лизинга. |
п. 29 Методических указаний по бухучету основных средств | Об отражении по Кт сч. 98 стоимости безвозмездно полученных ОС |
п. 9 Положения по бухучету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 | Об учете целевого финансирования в качестве доходов будущих периодов |
Понятие целевого финансирования
Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:
- проведение научно-исследовательских изысканий;
- капитальное строительство;
- организация мероприятий;
- развитие нового направления деятельности и пр.
По источникам поступления денежных средств различают финансирование:
за счёт бюджета (государственное):
- субсидии – например, на компенсацию расходов ЖКХ;
- трансферты – на возведение объектов капитального строительства;
- гранты – на проведение научно-исследовательских работ.
за счёт средств негосударственных организаций:
- стипендии;
- гранты;
- инвестиции.
Учетная политика, разработанная в учреждении
Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:
- Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
- Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
- Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
- Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
- Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета | Значение |
Классификационный признак поступлений и выбытий | |
Финансовое обеспечение | |
Объект учета | |
Группа объекта учета | |
Вид объекта учета | |
Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 0 111 00 000)
На счетах аналитического учета счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» осуществляется учет объектов операционной аренды:
Счет аналитического учета | Наименование |
0 111 41 000 | Права пользования жилыми помещениями |
0 111 42 000 | Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
0 111 44 000 | Права пользования машинами и оборудованием |
0 111 45 000 | Права пользования транспортными средствами |
0 111 46 000 | Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
0 111 47 000 | Права пользования биологическими ресурсами |
0 111 48 000 | Права пользования прочими основными средствами |
0 111 49 000 | Права пользования непроизведенными активами |
Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)
Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:
1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).
2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).
3. Введены новые счета:
Счет | Наименование |
0 209 34 000 | Расчеты по компенсации затрат |
0 209 41 000 | Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
0 209 43 000 | Расчеты по доходам от страховых возмещений |
0 209 44 000 | Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов) |
0 209 45 000 | Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |