Особенности защиты прав предпринимателей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности защиты прав предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.
22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей
- Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.[19]
- Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.
- Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.[20]
- Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.
- Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
- Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
- Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
- К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
- По своей природе пресекательными являются действия по:
- признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.
- К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
- Восстановительными способами являются:
- • признание права;
- • признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
- • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
- • возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.
- К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
- • штрафным способам защиты можно отнести действия по:
- • взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
- • обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
Как регулируется защита прав предпринимателей и юридических лиц?
Относят к ним следующее:
- Уведомительный порядок.
То есть о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо извещать. Такой процесс позволит соблюсти и обеспечить права субъектов бизнеса еще на начальном этапе работы.
- Презумпция добросовестности.
Речь идет о предположении честности и законности действий юридических лиц и предпринимателей.
- Открытость и доступность нормативной базы для осуществления деятельности субъектов предпринимательства.
Законы предусматривают требования, предъявляемые к субъектам бизнеса, чтобы те могли их соблюдать и самостоятельно обеспечивать свою защиту в случае проверок, а также ограничения для органов власти, осуществляющих надзорные мероприятия.
- Проведение надзорных мероприятий только в рамках установленных законом полномочий.
Любое злоупотребление со стороны должностных лиц потребует юридической защиты прав предпринимателей, в том числе в судебном порядке. Ни один представитель бизнеса не должен страдать из-за действий госорганов, реализующих полномочия за пределами своей компетенции.
- Проведение проверок по конкретному вопросу только одним уполномоченным органом.
Защита прав предпринимателей предполагает надзорные действия в рамках определенного предмета со стороны только государственного или муниципального органа. Одни и те же проверочные мероприятия не могут исходить сразу от нескольких субъектов власти.
- Недопустимость требования от субъектов предпринимательства получения разрешений для осуществления деятельности.
Только действующее законодательство может предусматривать конкретный перечень работ, предполагающий наличие лицензий и иных разрешительных документов. Если НПА подобное не предусмотрено, органы власти не могу требовать это.
- Ответственность органов государственной власти, осуществляющих проверочные мероприятия в отношении предпринимателей.
Обеспечение контроля над деятельностью уполномоченных субъектов рассматривается так же, как защита прав предпринимателей и юридических лиц. Это гарантирует устранение фактов самоуправства и злоупотребления со стороны органов власти, что особенно важно при проведении проверок.
- Безвозмездный характер осуществления проверок.
Предприниматели должны помнить, что никакие надзорные мероприятия не предусматривают оплаты. Все осуществляется в рамках закона, согласно определенным планам проверок.
Финансирование всех мероприятия проводится из средств бюджета. Какого бы рода не была проверка, юридическое лицо или ИП не имеют отношения к ее материальному обеспечению. Требования о передаче денег можно расценивать, как вымогательство взятки.
- Разграничение полномочий органов власти.
Надзорные действия выполняются конкретными субъектами власти, имеющими определенную компетенцию. Это могут быть государственные и муниципальные органы, должностные лица регионов. Субъект проверки определяется согласно ее предмету и опирается только на положения федерального и регионального законодательства.
Таким образом, защита прав предпринимателей при осуществлении контроля полностью регулируется законом. Несмотря на обширные полномочия, органы власти ограничены в своих возможностях и также могут подвергаться ответственности при нарушении установленных правил.
Законное урегулирование проверок
В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:
- Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.
Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).
- Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
- поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
- поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
- невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
- нарушение прав потребителей;
- нарушение требований к маркировке товаров;
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:
- отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
- осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
- предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
- проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.
По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:
- обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
- презумпцию добросовестности:
- возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
- возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
- запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
- возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
- возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
- финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
- запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки
Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:
- присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
- получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
- обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
- привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.
Третейская защита прав бизнесменов
Третейская защита прав предпринимателей – это своего рода альтернатива государственным судам.
При таком способе защиты есть свои плюсы и минусы.
Стороны сами выбирают третейский суд. Сроки рассмотрения спора в таком суде меньше, чем в государственном суде, размер госпошлины тоже меньше.
При этом обжаловать решение третейского суда нельзя. Если решение третейского суда не будет исполняться, тогда надо обращаться в государственный суд за получением исполнительного листа. А при определенных условиях государственный суд может отказать в выдаче исполнительного листа.
Также следует учитывать, что не все споры могут быть рассмотрены третейским судом. Например, споры, вытекающие из госконтрактов, не могут рассматриваться третейскими судами.
Формы защиты прав предпринимателей
Главная цель защиты бизнеса — признание или восстановление прав предпринимателей. Для достижения данной цели используются правовые механизмы, закрепленные на законодательном уровне. К способам защиты относятся:
- штрафные санкции в отношении нарушителя-ответчика — взыскание неустойки, конфискация, компенсация и т. д.;
- признание права — восстановление, признание сделки недействительной, возмещение понесенных убытков и т. д.;
- процессуальные методы — обращение в компетентные органы для защиты прав, например, к омбудсмену по правам предпринимателей.
Существует две основные формы защиты прав предпринимателей:
- Судебная — к ней относятся суды общей юрисдикции, арбитраж, Верховный и Конституционный суды.
- Внесудебная — предполагает осуществление защиты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса вне рамок судебного процесса. К такой форме относятся третейский суд, международный коммерческий арбитражный суд, нотариальная защита, внесудебное урегулирование.
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ в часть 3 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ в часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 4 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.
Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок
1. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
3. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.
4. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
5. Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля и его представление в Правительство Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 января 2011 г.
6. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок может осуществляться в электронной форме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:
- руководитель юридического лица;
- иное должностное лицо юридического лица;
- уполномоченный представитель юридического лица;
- индивидуальный предприниматель;
- уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
- Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.
Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.
История защиты предпринимателей в России
Еще в 2003 году при политической партии «Опора России» было образовано бюро по надзору, в ведомстве которого находились все проблемы предпринимателей. Здесь оказывалась юридическая помощь, проводилось консультирование, осуществлялась защита от беспредела органов государственной власти, но чаще всего – от органов местного самоуправления.
В 2010 году назначается Уполномоченный по координации деятельности федеральных органов, работающих с обращениями российских и иностранных инвесторов. Его аппаратом становится один из департаментов Министерства экономического развития. За год работы Уполномоченного из 67 жалоб бизнесменов были решены 46. В федеральных субъектах, в областях, краях и республиках, назначены федеральные представителя Уполномоченного. Именно они на данный момент осуществляют помощь бизнесменам в реализации инвестиционных проектов.
Формы юридической защиты
Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.
Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.
Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.
В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Способы защиты прав предпринимателей
Согласно действующему закону в России существует три способа защиты прав владельцев бизнеса:
- Защита материального права
Способ разделяется на пресекающий (против незаконных действий), восстановительный (признание прав, которые были оспорены) и штрафной.
- Процессуальная защита
Происходит в суде и осуществляется органами судопроизводства.
- Самозащита
Применяется заранее, не дожидаясь никаких нарушений (с условием соразмерности нарушений).
Формы бывают судебные и внесудебные. В первом случае происходит восстановление прав через суд общей юрисдикции, арбитражных и конституционных судов. Во втором случае — мировое соглашение или помощь нотариуса.
Для решения любых правовых вопросов предприниматель может оформить юридическое обслуживание бизнеса и правовые вопросы будут решать уже специалисты в этой области. При этом нужно учитывать закон, в котором прописано о том, кто не имеет права заниматься юридической деятельностью. А именно:
- Недееспособные лица;
- Лица, имеющие судимость.
Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок
1. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, сфере образования, социальной сфере, а также совместных проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проведении совместных плановых проверок;
6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
3. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.
4. Органы государственного контроля (надзора) взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора).
5. Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
6. Часть 6 статьи 7 утратила силу с 1 августа 2011 г. согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ.
7. Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются в указанный в части 5 настоящей статьи уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.
8. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
9. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.
10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 13.3. Единый реестр проверок
1. В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
2. Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанными правилами определяются:
1) требования к порядку создания и ввода в эксплуатацию единого реестра проверок;
2) порядок присвоения в автоматическом режиме учетного номера проверки;
3) состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр;
4) состав включенной в единый реестр проверок информации, которая подлежит предоставлению государственным органам, органам местного самоуправления, порядок ее предоставления;
5) состав иной информации об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которая должна включаться в единый реестр проверок.
3. Оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» следующей общедоступной информации из единого реестра проверок:
1) учетный номер проверки;
2) информация, указываемая в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля и предусмотренная пунктами 1 — 6 и 9 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона;
3) информация, указываемая в акте проверки и предусмотренная пунктами 1 — 6 части 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;
4) указание результатов проверки (были ли выявлены в ходе проверки нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами);
5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, привлечение к административной ответственности виновных лиц, приостановление или аннулирование ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отзыв продукции, направление материалов о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, об обжаловании соответствующих решений и действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц и о результатах такого обжалования.
4. Ведение единого реестра проверок, внесение в него соответствующей информации и ее раскрытие осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Надзорные каникулы, закон о запрете проверок малого бизнеса
Не секрет, что от постоянных проверок представители бизнеса, особенно малого, терпят неудобства. Для облегчения участи малого бизнеса в 2020 году были приняты изменения в закон № 294-ФЗ.
По этим изменениям с начала января 2020 по конец декабря 2018 года не должны осуществляться проверки планового характера в отношении юр. лиц, ИП, отнесенных к малому бизнесу.
Это новое положение получило название «надзорные каникулы», поскольку предоставляет некоторым субъектам возможность «отдохнуть» от проверок.
Однако важно учитывать следующие особенности изменений:
- они касаются только проведения запланированных проверок, а от неплановых в этом случае никто не застрахован;
- запрет проверок вводится только в отношении представителей малого бизнеса;
- этот режим действует не на все виды контроля, в частности, налоговый, таможенный контроль, контроль за оплатой взносов во внебюджетные фонды, прокурорский надзор;
- существуют исключения из общего правила, например, для бизнеса в сфере здравоохранения, образования, тепло– и энергоснабжения (приказ).
Кроме того, проверки могут проводиться проверки тех субъектов, которые в прошлом привлекались к административной ответственности, были лишены специального разрешения (лицензии).