В России введут режим «контролируемого пребывания» для мигрантов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России введут режим «контролируемого пребывания» для мигрантов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Изменения для иностранных студентов

Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.

Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:

иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)

Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.

Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.

Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.

Миграционные процессы

Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.

В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:

  • регистрируют мигрантов по месту жительства;
  • собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
  • поддерживают работу открытой информационной системы.

Из каких стран едут мигранты в Россию

В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ в 2000 годах, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР. Многие из них не имеют образования и практически не знают язык, чем пользуются недобросовестные работодатели, занижая работникам зарплату и нарушая трудовой кодекс.

Сейчас доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80%, из них около половины – выходцы из Азии. Преимущественно это мужчины трудоспособного возраста, которые отправляют большую часть заработка семьям, оставшимся на родине.

Большое количество мигрантов прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы. Некоторые эмигранты, живущие в России постоянно, приехали из Украины и Беларуси. Что касается жителей дальнего зарубежья, наибольший процент приехавших составляют граждане Китая, Вьетнама, Афганистана.

Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством

Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.

Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.

Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.

Читайте также:  Инструкция для родителей. Каких врачей проходят перед детским садом в 2023 году
Религия Количество последователей Процент от общей
численности населения
Христианство 107 084 660 73.3 %
Нерелигиозные и атеисты 23 666 732 16.2 %
Ислам 14 609 094 10.0 %
Иудаизм 292 182 0.2 %
Народные верования 292 182 0.2 %
Буддизм 146 091 0.1 %

История населения России

Год Население Прирост населения
1951 103 557 863 N/A %
1952 105 140 435 1.53 %
1953 106 854 432 1.63 %
1954 108 639 342 1.67 %
1955 110 453 377 1.67 %
1956 112 259 732 1.64 %
1957 114 041 287 1.59 %
1958 115 775 108 1.52 %
1959 117 455 928 1.45 %
1960 119 078 147 1.38 %
1961 120 644 095 1.32 %
1962 122 137 033 1.24 %
1963 123 539 790 1.15 %
1964 124 823 957 1.04 %
1965 125 971 775 0.92 %
1966 126 964 220 0.79 %
1967 127 805 460 0.66 %
1968 128 525 434 0.56 %
1969 129 181 268 0.51 %
1970 129 825 751 0.50 %
1971 130 492 490 0.51 %
1972 131 187 116 0.53 %
1973 131 910 707 0.55 %
1974 132 657 103 0.57 %
1975 133 421 734 0.58 %
1976 134 202 704 0.59 %
1977 135 008 138 0.60 %
1978 135 840 058 0.62 %
1979 136 703 220 0.64 %
1980 137 598 762 0.66 %
1981 138 527 362 0.67 %
1982 139 478 186 0.69 %
1983 140 449 232 0.70 %
1984 141 439 868 0.71 %
1985 142 452 072 0.72 %
1986 143 480 584 0.72 %
1987 144 518 381 0.72 %
1988 145 525 863 0.70 %
1989 146 442 199 0.63 %
1990 147 200 488 0.52 %
1991 147 765 480 0.38 %
1992 148 132 826 0.25 %
1993 148 321 512 0.13 %
1994 148 361 414 0.03 %
1995 148 287 956 -0.05 %
1996 148 123 597 -0.11 %
1997 147 874 241 -0.17 %
1998 147 543 798 -0.22 %
1999 147 136 436 -0.28 %
2000 146 659 006 -0.32 %
2001 146 115 448 -0.37 %
2002 145 520 689 -0.41 %
2003 144 910 806 -0.42 %
2004 144 344 314 -0.39 %
2005 143 874 708 -0.33 %
2006 143 536 587 -0.24 %
2007 143 334 169 -0.14 %
2008 143 257 438 -0.05 %
2009 143 288 155 0.02 %
2010 143 403 715 0.08 %
2011 143 592 070 0.13 %
2012 143 849 252 0.18 %
2013 144 161 035 0.22 %
2014 144 496 541 0.23 %
2015 144 826 264 0.23 %
2016 145 131 010 0.21 %
2017 145 403 779 0.19 %
2018 145 632 901 0.16 %
2019 145 803 715 0.12 %
2020 145 903 530 0.07 %
2021 145 963 350 0.04 %
2022 146 023 195 0.04 %
2023 146 083 065 0.04 %

Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ

Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:

  1. Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
  2. Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.

Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.

Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.

К ним относятся:

  • лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
  • лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
  • граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
  • граждане со статусом «лишенные свободы».

От постановки на миграционный учет освобождаются:

  • члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
  • то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
  • пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
  • путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.

Почему происходит миграция в России

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Читайте также:  Как застраховать квартиру на новогодние праздники

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Крупнейшие города-миллионники России

Городами-миллионерами или крупнейшими городами, по классификации министерства регионального развития Российской Федерации, являются города с населением свыше 1 млн. человек. По состоянию на 1 января 2014 года на территории России насчитывается 15 таких городов. При этом 2 из них являются также городами-мультимиллионерами, то есть с населением превышающим 2 млн. человек. Всего в крупнейших городах России, по официальным данным проживает около 32,5 млн. человек или почти 23% населения страны.

Москва 12 108 257
Санкт-Петербург 5 131 942
Новосибирск 1 547 910
Екатеринбург 1 412 346
Нижний Новгород 1 263 873
Казань 1 190 850
Самара 1 172 348
Челябинск 1 169 432
Омск 1 166 092
Ростов-на-Дону 1 109 835
Уфа 1 096 702
Красноярск 1 035 528
Пермь 1 026 477
Волгоград 1 017 985
Воронеж 1 014 610
Всего 32 464 187

История населения России

Год — Население — Прирост населения

1951 103 557 863 N/A %
1952 105 140 435 1.53 %
1953 106 854 432 1.63 %
1954 108 639 342 1.67 %
1955 110 453 377 1.67 %
1956 112 259 732 1.64 %
1957 114 041 287 1.59 %
1958 115 775 108 1.52 %
1959 117 455 928 1.45 %
1960 119 078 147 1.38 %
1961 120 644 095 1.32 %
1962 122 137 033 1.24 %
1963 123 539 790 1.15 %
1964 124 823 957 1.04 %
1965 125 971 775 0.92 %
1966 126 964 220 0.79 %
1967 127 805 460 0.66 %
1968 128 525 434 0.56 %
1969 129 181 268 0.51 %
1970 129 825 751 0.50 %
1971 130 492 490 0.51 %
1972 131 187 116 0.53 %
1973 131 910 707 0.55 %
1974 132 657 103 0.57 %
1975 133 421 734 0.58 %
1976 134 202 704 0.59 %
1977 135 008 138 0.60 %
1978 135 840 058 0.62 %
1979 136 703 220 0.64 %
1980 137 598 762 0.66 %
1981 138 527 362 0.67 %
1982 139 478 186 0.69 %
1983 140 449 232 0.70 %
1984 141 439 868 0.71 %
1985 142 452 072 0.72 %
1986 143 480 584 0.72 %
1987 144 518 381 0.72 %
1988 145 525 863 0.70 %
1989 146 442 199 0.63 %
1990 147 200 488 0.52 %
1991 147 765 480 0.38 %
1992 148 132 826 0.25 %
1993 148 321 512 0.13 %
1994 148 361 414 0.03 %
1995 148 287 956 -0.05 %
1996 148 123 597 -0.11 %
1997 147 874 241 -0.17 %
1998 147 543 798 -0.22 %
1999 147 136 436 -0.28 %
2000 146 659 006 -0.32 %
2001 146 115 448 -0.37 %
2002 145 520 689 -0.41 %
2003 144 910 806 -0.42 %
2004 144 344 314 -0.39 %
2005 143 874 708 -0.33 %
2006 143 536 587 -0.24 %
2007 143 334 169 -0.14 %
2008 143 257 438 -0.05 %
2009 143 288 155 0.02 %
2010 143 403 715 0.08 %
2011 143 592 070 0.13 %
2012 143 849 252 0.18 %
2013 144 161 035 0.22 %
2014 144 496 541 0.23 %
2015 144 826 264 0.23 %
2016 145 131 010 0.21 %
2017 145 403 779 0.19 %
2018 145 632 901 0.16 %
2019 145 803 715 0.12 %
2020 145 903 530 0.07 %
2021 145 963 350 0.04 %
2022 146 023 195 0.04 %
2023 146 083 065 0.04 %

Появился новый документ — РВПО

С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).

В целях получения образования, иностранцы-студенты могут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.

Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.

При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).

Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

РВПО выдаётся по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.

Правила пересечения границы гражданами Молдовы

Граждане Молдовы обычно приезжают в Россию через Украину, поэтому им приходится сперва проходить молдаво-украинскую границу, а затем пересекать украино-русский таможенный пункт. И если в первом случае процедура обычно проходит в упрощенном порядке и с минимальным набором документов ввиду дружественного отношения между странами, то во втором нужно взять с собой целый ряд документации:

  • Заграничный паспорт. Въезд и выезд из обеих стран осуществляется только по нему;
  • Свидетельство о рождении ребенка до 16 лет, если он пересекает границу вместе с остальными. Обязательно сопровождение взрослых;
  • Если ребенок едет с одним из родителей, понадобится нотариально заверенное согласие на поездку от второго;
  • Приглашение от работодателя и специальное разрешение, если гражданин Молдовы едет в РФ для трудоустройства.

Как заполнить миграционную карту

Миграционная карта – это документ, подтверждающий цель въезда и соблюдение порядка пересечения пограничного пункта иностранным гражданином. Она дается для контроля пребывания в РФ мигрантов. Благодаря ней при необходимости можно отсчитать, сколько времени осталось находиться в РФ иностранному лицу и в какую дату он въехал в РФ.

Карта выдается на российской стороне при пересечении границы совершенно бесплатно. Ее нужно заполнить на месте, т.к. она понадобится при прохождении последнего поста контроля, а в дальнейшем – для выезда из страны. Если по возвращении карты не будет, мигранта не выпустят.

Миграционную карту нужно попросить у сотрудника погранслужбы и внести в нее следующие данные:

  • Ф.И.О., дату рождения;
  • Серию и номер загранпаспорта;
  • Пол, гражданство;
  • Ф.И.О. и адрес приглашающей стороны;
  • Цель поездки: частная, трудоустройство, лечение, отдых, и пр.;
  • Дата составления и подпись.

Как гражданину Молдовы получить патент

Если гражданин Молдовы хочет оставаться в России более, чем 90 суток, одним из вариантов может стать оформление патента для последующего трудоустройства. Процедура получения патента состоит из нескольких этапов:

  1. Обращение в УВМ МВД. Документ выдается именно там. Важно подавать документы в регионе, где будет проходить трудовая деятельность мигранта. Нельзя оформить патент в одном субъекте, а затем трудиться по нему в другом.
  2. Прохождение медкомиссии. Нужно прийти в поликлинику по месту пребывания и обойти всех врачей для получения заключения. Также комиссию можно пройти в частной клинике, но это обойдется дороже.
  3. Предоставление остального пакета документов: медицинского заключения, и пр.
  4. Получение готового патента.

Этапы эмиграции, с чего начать переезд в другую страну

Переезд — это стресс. Прежде чем решиться на этот шаг — подачу документов на визу, необходимо правильно подготовиться к переезду по простому алгоритму.

  1. Взвесьте все за и против и выберите наиболее подходящую страну для жизни за границей.
  2. Ознакомьтесь с вариантами и особенностями миграционных программ из России, возможно, вам удастся найти подходящую.
  3. Еще находясь в своей стране, выучите иностранный язык. Эмигрировать, не зная языка, довольно сложно.
  4. По возможности получите туристическую визу (если она требуется), съездите в выбранную вами страну и ознакомьтесь с ней.
  5. Оцените возможности для зарабатывания денег в выбранной вами стране регион за регионом. Выберите ту, где легче найти работу. Если вы эмигрируете для работы, вы обязаны связаться с работодателем и заключить трудовой договор. После этого начинается возможность получения годичной рабочей визы.
  6. Попробуйте снять (купить) квартиру. При наличии документов, подтверждающих, что иммигрант проживает в стране, миграционные службы более открыты для подачи заявления на въезд.
  7. Составьте пошаговый план переезда, рассчитайте расходы.

При соблюдении этих пунктов переезд в другую страну пройдет достаточно легко, и мигрант будет чувствовать себя максимально комфортно на новом месте жительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *