В России введут режим «контролируемого пребывания» для мигрантов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России введут режим «контролируемого пребывания» для мигрантов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Изменения для иностранных студентов
Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.
Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:
иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)
Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.
Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.
Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.
Миграционные процессы
Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.
В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:
- регистрируют мигрантов по месту жительства;
- собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
- поддерживают работу открытой информационной системы.
Из каких стран едут мигранты в Россию
В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ в 2000 годах, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР. Многие из них не имеют образования и практически не знают язык, чем пользуются недобросовестные работодатели, занижая работникам зарплату и нарушая трудовой кодекс.
Сейчас доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80%, из них около половины – выходцы из Азии. Преимущественно это мужчины трудоспособного возраста, которые отправляют большую часть заработка семьям, оставшимся на родине.
Большое количество мигрантов прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы. Некоторые эмигранты, живущие в России постоянно, приехали из Украины и Беларуси. Что касается жителей дальнего зарубежья, наибольший процент приехавших составляют граждане Китая, Вьетнама, Афганистана.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Религия | Количество последователей | Процент от общей численности населения |
---|---|---|
Христианство | 107 084 660 | 73.3 % |
Нерелигиозные и атеисты | 23 666 732 | 16.2 % |
Ислам | 14 609 094 | 10.0 % |
Иудаизм | 292 182 | 0.2 % |
Народные верования | 292 182 | 0.2 % |
Буддизм | 146 091 | 0.1 % |
История населения России
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
2023 | 146 083 065 | 0.04 % |
Главные правила миграционного учета иностранцев в РФ
Основные использующиеся для постановки на учет мигрантов принципы таковы:
- Прибывший мигрант передает фиксирующее его прибытие уведомление в учреждение ГУВД: его зарегистрируют в качестве пребывающего на территории РФ гражданина.
- Иностранному гражданину вручается отрывающаяся часть уведомительного документа: в качестве удостоверения факта постановки на учет, который будет осуществлен в течение семи (с момента прибытия) дней.
Стоит отметить, что для лиц, прибывших с территорий Казахстана и Беларуси, а также Кыргызстана, Армении, постановка на учет будет оформляться в течение не 7 дней, а 15.
Некоторые категории граждан обязаны регистрироваться в РФ на следующий же после прибытия день.
К ним относятся:
- лица, не определившиеся заранее с местом жительства;
- лица, работа которых осуществляется вахтовым методом;
- граждане, целью которых является лечение либо отдых (местом проживания таковых будет санаторий либо отель);
- граждане со статусом «лишенные свободы».
От постановки на миграционный учет освобождаются:
- члены экипажа корабля с военным статусом (цель – государственный визит);
- то же в отношении судна гражданской категории (если период пребывания на берегу – менее суток);
- пассажиры транзитной категории (вне зависимости от вида транспорта);
- путешественники, если срок их визита в РФ ограничивается одной неделей.
Почему происходит миграция в России
В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.
Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.
Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.
Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.
Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:
- неблагоприятная политическая обстановка в стране;
- упадок экономики;
- плохая экология;
- межнациональные разногласия;
- религиозные расхождения;
- психологические;
- межрасовые распри;
- гуманитарная помощь;
- правовые причины.
Крупнейшие города-миллионники России
Городами-миллионерами или крупнейшими городами, по классификации министерства регионального развития Российской Федерации, являются города с населением свыше 1 млн. человек. По состоянию на 1 января 2014 года на территории России насчитывается 15 таких городов. При этом 2 из них являются также городами-мультимиллионерами, то есть с населением превышающим 2 млн. человек. Всего в крупнейших городах России, по официальным данным проживает около 32,5 млн. человек или почти 23% населения страны.
Москва | 12 108 257 |
Санкт-Петербург | 5 131 942 |
Новосибирск | 1 547 910 |
Екатеринбург | 1 412 346 |
Нижний Новгород | 1 263 873 |
Казань | 1 190 850 |
Самара | 1 172 348 |
Челябинск | 1 169 432 |
Омск | 1 166 092 |
Ростов-на-Дону | 1 109 835 |
Уфа | 1 096 702 |
Красноярск | 1 035 528 |
Пермь | 1 026 477 |
Волгоград | 1 017 985 |
Воронеж | 1 014 610 |
Всего | 32 464 187 |
История населения России
Год — Население — Прирост населения
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
2023 | 146 083 065 | 0.04 % |
Появился новый документ — РВПО
С 1 января 2023 года принимать на работу иностранцев, которые учатся по очной форме в государственных образовательных или научных организациях можно вне квоты (п. 5 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 357-ФЗ).
В целях получения образования, иностранцы-студенты могут получить разрешение на временное проживание в РФ, а также возможность оформить вид на жительство вне зависимости от времени нахождения в России на основании разрешения на временное проживание.
Поскольку право на временное или постоянное проживание в РФ позволяет иностранным работникам трудоустраиваться вне квоты (ч. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ), то для привлечения их к работе не потребуется разрешение от МВД.
При приёме на работу иностранцы-студенты могут представить новый документ — разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО). Его реквизиты нужно указать в трудовом договоре (ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 349-ФЗ).
Справка! РВПО — это разрешение на временное проживание в России в упрощённой форме для иностранцев, проходящих обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
РВПО выдаётся по заявлению иностранного гражданина на срок обучения в государственной образовательной или научной организации и последующие 180 календарных дней. По истечении срока действия РВПО или его аннулирования, трудовой договор с сотрудником следует расторгнуть.
Правила пересечения границы гражданами Молдовы
Граждане Молдовы обычно приезжают в Россию через Украину, поэтому им приходится сперва проходить молдаво-украинскую границу, а затем пересекать украино-русский таможенный пункт. И если в первом случае процедура обычно проходит в упрощенном порядке и с минимальным набором документов ввиду дружественного отношения между странами, то во втором нужно взять с собой целый ряд документации:
- Заграничный паспорт. Въезд и выезд из обеих стран осуществляется только по нему;
- Свидетельство о рождении ребенка до 16 лет, если он пересекает границу вместе с остальными. Обязательно сопровождение взрослых;
- Если ребенок едет с одним из родителей, понадобится нотариально заверенное согласие на поездку от второго;
- Приглашение от работодателя и специальное разрешение, если гражданин Молдовы едет в РФ для трудоустройства.
Как заполнить миграционную карту
Миграционная карта – это документ, подтверждающий цель въезда и соблюдение порядка пересечения пограничного пункта иностранным гражданином. Она дается для контроля пребывания в РФ мигрантов. Благодаря ней при необходимости можно отсчитать, сколько времени осталось находиться в РФ иностранному лицу и в какую дату он въехал в РФ.
Карта выдается на российской стороне при пересечении границы совершенно бесплатно. Ее нужно заполнить на месте, т.к. она понадобится при прохождении последнего поста контроля, а в дальнейшем – для выезда из страны. Если по возвращении карты не будет, мигранта не выпустят.
Миграционную карту нужно попросить у сотрудника погранслужбы и внести в нее следующие данные:
- Ф.И.О., дату рождения;
- Серию и номер загранпаспорта;
- Пол, гражданство;
- Ф.И.О. и адрес приглашающей стороны;
- Цель поездки: частная, трудоустройство, лечение, отдых, и пр.;
- Дата составления и подпись.
Как гражданину Молдовы получить патент
Если гражданин Молдовы хочет оставаться в России более, чем 90 суток, одним из вариантов может стать оформление патента для последующего трудоустройства. Процедура получения патента состоит из нескольких этапов:
- Обращение в УВМ МВД. Документ выдается именно там. Важно подавать документы в регионе, где будет проходить трудовая деятельность мигранта. Нельзя оформить патент в одном субъекте, а затем трудиться по нему в другом.
- Прохождение медкомиссии. Нужно прийти в поликлинику по месту пребывания и обойти всех врачей для получения заключения. Также комиссию можно пройти в частной клинике, но это обойдется дороже.
- Предоставление остального пакета документов: медицинского заключения, и пр.
- Получение готового патента.
Этапы эмиграции, с чего начать переезд в другую страну
Переезд — это стресс. Прежде чем решиться на этот шаг — подачу документов на визу, необходимо правильно подготовиться к переезду по простому алгоритму.
- Взвесьте все за и против и выберите наиболее подходящую страну для жизни за границей.
- Ознакомьтесь с вариантами и особенностями миграционных программ из России, возможно, вам удастся найти подходящую.
- Еще находясь в своей стране, выучите иностранный язык. Эмигрировать, не зная языка, довольно сложно.
- По возможности получите туристическую визу (если она требуется), съездите в выбранную вами страну и ознакомьтесь с ней.
- Оцените возможности для зарабатывания денег в выбранной вами стране регион за регионом. Выберите ту, где легче найти работу. Если вы эмигрируете для работы, вы обязаны связаться с работодателем и заключить трудовой договор. После этого начинается возможность получения годичной рабочей визы.
- Попробуйте снять (купить) квартиру. При наличии документов, подтверждающих, что иммигрант проживает в стране, миграционные службы более открыты для подачи заявления на въезд.
- Составьте пошаговый план переезда, рассчитайте расходы.
При соблюдении этих пунктов переезд в другую страну пройдет достаточно легко, и мигрант будет чувствовать себя максимально комфортно на новом месте жительства.