Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть ли наказание за повторную езду без страховки ОСАГО? Штраф и лишение прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если страховка заканчивается или срок действия ОСАГО уже истек, то Вы можете поинтересоваться, можно ли ездить, если закончилась страховка на машину, сколько можно ездить без страховки, сколько времени дается на продление страховки. В статье расскажем о сроке действия ОСАГО после окончания срока.
Чем грозит, если я попаду в ДТП без страховки?
Может случиться то, о чём иногда говорят: «Кроилово ведёт к подпадалову». Говорят сторонники той же ситуации, кто считает, что экономить на страховке – то же самое, что экономить на тормозах. И доля правды в этом есть. Однако, с текущей ситуацией, когда ОСАГО выплачивает не всю сумму, когда нас постоянно пытаются обмануть и занизить стоимость ущерба, когда при этом полис дорожает из года в год, доля правды есть и в обратной ситуации.
При ДТП на автомобиле, ответственность водителя которого не застрахована, вы либо получите возмещение, либо нет. Всё будет зависеть от виновности. И здесь главное – это понимать, что ОСАГО – это страхование не имущества, а гражданской ответственности при управлении транспортным средством. То есть, отказываясь покупать полис, вы отказываетесь не от страхования собственного авто, а от страхования ответственности при виновности в аварии.
Что будет по истечению срока?
Согласно ст. 1 ФЗ «Об ОСАГО», по договору обязательного страхования страховщик, получивший от страхователя деньги в определенной сумме (расчет её – отдельная история), берет на себя следующую обязанность: в случае наступления страхового случая, выплатить потерпевшему или нескольким потерпевшим в ДТП деньги, в счет возмещения ущерба. Верхний предел выплат ограничен законом, но речь не об этом.
Если срок действия договора истечет, то обязательство страховщика возместить потерпевшему ущерб будет не актуально, потому что компания, выдавшая полис ОСАГО, обязуется соблюдать договоренности в период действия полиса.
Таким образом, если водитель, срок действия страховки которого истец, станет виновником ДТП, то возмещать ущерб он будет из своего кармана. Страховая компания «умоет руки», справедливо заметив, что на момент, когда случилось происшествие, никаких договоренностей уже не было.
Кроме того, согласно ПДД РФ, управление ТС без страховки – это административное правонарушение, за совершение которого соответствующим Кодексом предусмотрена ответственность.
ДТП и просроченный полис страхования
Очень опасно выезжать на городские дороги без страхового полиса. Вероятность ДТП в городе очень высока. А водитель без ОСАГО подвергает опасности других участников движения.
Если водитель без страхового полиса стал участником аварии, то он должен морально приготовиться к большому количеству незапланированных трат и судебных разбирательств. Так как страховки нет, то виновник будет полностью оплачивать стоимость восстановления разбитого автомобиля, да ещё и возмещать причинённый моральный ущерб, если этого потребует пострадавший. Кроме того, инспектор ГИБДД, скорее всего, выпишет административный штраф за вождение без полиса ОСАГО.
Что делать в таком случае пострадавшему? Действия должны быть следующими:
- пригласить независимого эксперта для оценки полученного вреда;
- получить заключение;
- через суд востребовать сумму за ущерб и работу независимой экспертизы, если не получится договориться без возбуждения иска.
Сколько можно ездить без полиса ОСАГО
После покупки авто человек должен зарегистрировать свою гражданскую ответственность. Максимальный срок для регистрации – 10 дней с момента возникновения права на авто.
Если водитель зарегистрирован в другом городе, и ехать до него – больше 10 дней, то он вправе оформить временную страховку. Ее срок составляет 20 дней.
Помимо страховки, при смене собственника необходимо зарегистрировать автомобиль. Срок регистрации тоже составляет 10 дней.
Если автомобиль покупается не у физического лица, а в салоне, то клиенту могут сразу предложить оформить полис ОСАГО. Однако не всегда это оказывается выгодным. Часто водители предпочитают самостоятельно изучить предложения страховых компаний и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант.
Оформление страхового полиса не требуется для следующих видов транспорта:
- неколесный или не допущенный к движению на общепользовательских дорогах транспорт;
- автомобили, принадлежащие ВС РФ;
- автомобили, которые технически не могут развить скорость до 50 км/ч;
- транспортные средства, застрахованные международными компаниями за пределами России.
Все остальные транспортные средства должны быть зарегистрированные в установленные законом сроки – иначе водителя ожидает наказание.
Таким образом, ездить без страховки с момента приобретения авто можно не более 10 дней. В некоторых обстоятельствах допускается увеличить этот срок до 20 дней. Отсутствие полиса влечет за собой массу проблем и неудобств, поэтому рекомендуется оформить ОСАГО в кратчайшие сроки. Различные манипуляции с договором купли-продажи с целью избежать штрафа не несут за собой особой выгоды.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Почему в течение года?
Выше мы указали, что лишить права управления вас могут, только если вы попадаетесь повторно в течение года после полной оплаты административного штрафа. Откуда же мы взяли этот срок?
Дело в том, что речь в самой статье нового закона идёт о повторности нарушения. Это значит, что для применения части 3 с лишением вы должны попасться, будучи уже подвергнутым наказанию по части 2 статьи 12.37 КоАП. А подвергнутым, согласно статьи 4.6, вы считаетесь как раз в течение одного года с даты полной оплаты штрафа по части 2.
Например, 1 января 2022 года вас поймал инспектор ДПС за отсутствием полиса ОСАГО и вынес постановление. Штраф этот вы оплатили 1 февраля. Таким образом, если вы попадётесь во второй раз вплоть до 1 февраля (но не января) следующего года, то вас уже смогут лишить прав по новому закону.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:
- Человек, находящийся за рулем транспортного средства, не вписан в страховку. Каждый водитель того или иного автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае, вы даёте инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема работает даже если на пассажирском сидении находится водитель и владелец автомобиля, вписанный в ОСАГО.
- Пользование автомобилем в срок, не предусмотренный страховкой. Например, если ее срок действия истек, а полис вы вовремя не переоформили.
- Наихудший вариант – езда с фальшивым страховым полисом. Это преступление, и карается арестом до 6 месяцев, штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это 327 статья Уголовного кодекса РФ (“подделка, изготовление и оборот поддельных документов)
Для чего ввели ОСАГО?
Если полис ОСАГО не просроченный, а действующий, то страховка будет защищать гражданскую ответственность водителя. Если вы будете ездить на машине и попадете в ДТП по своей вине, то страховка покроет нанесенный вами ущерб в рамках 400 тысяч рублей на имущество и 500 000 рублей на жизнь и здоровье. Приобретение страховки — обязательное, и ездить без нее нельзя.
Если страховка не просроченная, то деньги будут выплачены пострадавшему, а виновнику придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно. Это удобно. Водитель меньше переживает, что ему дополнительно придется платить из своего кармана огромную сумму денег за небольшую промашку, а потерпевший бесплатно получает направление на станцию ремонта или денежную компенсацию. Если страховка ОСАГО просроченная или ее нет, то возмещать весь ущерб виновнику придется из своего кармана. Потерпевший имеет право подать в суд и взыскать деньги вместе со всеми издержками. Как правило, сумма ущерба и цена полиса несопоставимы.
Взамен за услугу страхования страховщик берет определенную сумму денег, которую рассчитывают по утвержденным Банком России коэффициентам, и выдает бланк страховки. С ним можно ездить по всей территории страны.
Страховка действует в четко определенных временных рамках. Ездить можно только до той даты, которая указана в правом верхнем углу бланка. По истечении этого срока, полис становится просроченным, ездить на автомобиле с такой страховкой запрещено.
Не всегда в автошколах рассказывают, что же такое ОСАГО и как оно приобретается. Поэтому при приобретении новой машины, для некоторых полис ОСАГО является незапланированной тратой. Разберём более подробно понятие, сущность и значение этого документа.
ОСАГО – обязательный полис автострахования, который приобретается один, а то и несколько раз в год в зависимости от срока его действия. Он должен быть у всех водителей, даже у служебного автомобиля. Полис страхует ответственность водителя перед окружающими. В случае заключения такого договора, страховщик забирает на себя часть финансовых обязательств владельца полиса. Страховщик обязан по нему, в случае ДТП, возместить ущерб, нанесённый третьим лицам.
Каждый водитель, который садиться за руль конкретного автомобиля должен быть вписан в его страховку. Исключением является договор расширенного страхования, когда страховка оформляется на неограниченное количество пользователей, соответственно и стоимость её будет выше.
Если полис просрочен или водитель не вписан в него, то данное нарушение приравнивается к отсутствию полиса.
Чтобы приобрести полис ОСАГО необходимо выбрать страховую компанию и обратиться к ним в офис или на официальный сайт. Для оформления договора потребуется:
- паспорт;
- СТС;
- водительские права всех, кто будет вписан в страховку;
- диагностическая карта, если возраст автомобиля более 3 лет.
Можно ли ездить без страховки?
Отвечая на вопрос «Сколько можно ездить без ОСАГО?», большинство автолюбителей (да чего греха таить — и часть сотрудников ГИБДД) ответит, что нисколько, так как закон об обязательном страховании автогражданской ответственности предусматривает обязанность каждого автовладельца оформить страховой полис и предъявлять его по требованию инспектора.
Однако такой категоричный ответ верен лишь отчасти. Дело в том, что если автомобиль уже какое-то время находится в вашей собственности, то вы действительно обязаны иметь на руках страховой полис ОСАГО, и за его отсутствие непременно следуют санкции. При этом решения сотрудника ГИБДД, который наказывает вас за непредъявление страховки, обоснованно и законно — следовательно, обжаловать его нет никакого смысла.
Однако несмотря на кажущуюся строгость закона, существуют и случаи, когда отсутствие страхового полиса допустимо и возможно. Так что ответ на вопрос: «Можно ли ездить без страховки?» — вполне может быть и положительным.
Несмотря на то, что законодатель определил для автовладельцев такой срок (тем самым пойдя им на определенного рода уступки), не следует забывать о том, что до момента приобретения страхового полиса вся имущественная ответственность в случае дорожно-транспортного происшествия, если его виновником признают вас, ложится на ваши плечи. Следовательно, компенсировать этот вред придется вам. Поэтому затягивать со сроками оформления полиса все же не стоит, а то может получиться, как говорится, себе дороже.
***
Итак, можно ли ездить без ОСАГО? В единственном, определенном законом случае, можно (после перехода права владения автомобилем). Но лучше этого все-такие не делать.
***
Больше полезной информации — в рубрике «ОСАГО».
Порядок действий, если у потерпевшего в ДТП нет полиса ОСАГО
После дорожного инцидента важно узнать, имеет ли каждый участник дорожного инцидента оформленный и действующий полис обязательного страхования автомобилиста. Это касается и пострадавших, и особенно виновника. Последний обязан предоставить такие сведения. При появлении проблем можно обратиться за помощью к сотруднику ДПС. Если у пострадавшего в аварии нет автогражданки, его действия будут зависеть от каждой конкретной ситуации:
- Виноватый водитель имеет действующий полис;
- Виновник аварии не имеет действующего полиса автогражданки;
- Срок действия автогражданки виноватого водителя истёк;
- Виноватый в ДТП шофер не вписан в страховку;
- Полис ОСАГО оказался поддельным.
Рассмотрим каждый случай, который может произойти, и его особенности.