ФТС России отвечает на вопросы участников ВЭД: декларирование товаров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФТС России отвечает на вопросы участников ВЭД: декларирование товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Вопрос: Организация закупает и впоследствии производит реализацию медицинских товаров (лекарственных средств) на территории РФ, которые согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. являются иностранными товарами (импортным товаром).

Какие товары подлежат прослеживаемости

В список прослеживаемых товаров с 2022 года попали:

  • бытовые холодильники и морозильники, другое холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы,
  • автопогрузчики с вилочным захватом и другие погрузчики, тягачи, используемые на ж/д станциях,
  • бульдозеры, грейдеры, самоходные планировщики, тромбовочные машины, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом, экскаваторы,
  • бытовые и промышленные стиральные машины,
  • мониторы и проекторы, которые используются в системах автоматической обработки данных, телеприемники, мониторы и проекторы, без встроенной телеприемной аппаратуры,
  • электронные интегральные схемы и их части,
  • транспортные средства промышленного назначения,
  • детские коляски,
  • детские кресла безопасности.

Всю отчётность и первичные документы по прослеживаемым товарам нужно составлять и передавать строго в электронном виде.

Исключения:

  • продажа физическим лицам для собственных нужд, самозанятым;
  • импорт в ЕАЭС;
  • экспорт или реэкспорт.

Предоставление декларации в таможенные органы “говорит” о совершении контролируемой сделки, кроме этого, подчеркивает факт соблюдения законов, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 января 2018 г. N 03-07-08/4259 Об указании в счете-фактуре страны происхождения и номера таможенной декларации при реализации приобретенных на территории РФ товаров, ранее ввезенных на территорию РФ

Ответ: В связи с письмом по вопросу указания в счете-фактуре страны происхождения и номера таможенной декларации при реализации приобретенных на территории Российской Федерации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

На основании пункта 5 статьи 169 Кодекса налогоплательщик, реализующий товары, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, несет ответственность только за соответствие сведений о стране происхождения товаров и номере таможенной декларации в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Таким образом, при реализации приобретенных на территории Российской Федерации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации, в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» следует указывать данные, содержащиеся в счете-фактуре, выставленной продавцом этих товаров.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Как изменятся счета-фактуры с 1 октября 2020 г.

Корректировка правил составления счетов-фактур утверждена на законодательном уровне в Постановлении № 981 от 19.08.17 г. Основные нововведения связаны с заполнением отдельных строк и колонок. В частности, поменялось следующее:

  • Добавилась новая колонка 1а для первичных (1б – для корректировочных) счетов-фактур. Обозначает код вида товара. Заполняется только при вывозе товаров за пределы РФ в государство, которое является членом ЕАЭС. В противном случае проставляется прочерк.
  • Откорректирован порядок внесения данных об адресе в стр. 2а, 6а – в зависимости от того, кто именно выставляет документ и кому.
  • Изменено наименование колонки 11, где находится регистрационный номер таможенной декларации – этот показатель заполняется только в отношении тех товаров, которые произведены за рубежом или предназначены для внутреннего потребления в ОЭЗ Калининградской обл.
  • Расширен порядок составления документа в отдельных ситуациях – к примеру, застройщиками, экспедиторами, заказчиками и т.д.

Как становится понятно из анализа нововведений, колонка 11 никуда не исчезла, но сменила название. В чем же заключается отличие номера таможенной декларации от регистрационного номера? Или это идентичные понятия? Давайте разбираться в нюансах.

Когда ее можно не заполнять

Нормативно-правовые акты предусматривают несколько ситуаций, в которых составление таможенной декларации ГДТ не является обязательным этапом. Прежде всего, это сделки с беспошлинным товаром, который поставляется или отправляется. Второй случай — это торговля в очень малых объемах. Если стоимость всей продукции меньше 100 евро, то оформление этой бумаги не требуется. Отдельно обозначается, что документ не нужен, если транспортируется специальная продукция, на которую не распространяются меры экономической политики. Кроме того, перевозка груза на территорию другого государства в целях личного пользования тоже не требует заполнения бумаг.

Читайте также:  Постановление Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 2-АД21-1-К3

Эти правила звучат несложно. Однако перед тем, как пересечь границу, необходимо проконсультироваться с юристом. Он подскажет, что именно нужно предъявить сотруднику пограничной службы в конкретной ситуации.

Какие бумаги подаются вместе с формой ГДТ

Нормативными актами предусмотрен список документов, подающихся одновременно с декларацией в соответствующий таможенный орган. Ниже приведен полный перечень.

Свидетельство, которое на официальном уровне подтверждает возможность подавать ДТ от своего имени.

  • Транспортные бумаги, свидетельствующие о том, что груз пересекал государственную границу Российской Федерации.
  • Копия паспорта внешнеэкономического договора.
  • Справка о таможенной стоимости.
  • Сертификат контроля доставки продукции.
  • Чеки об уплате пошлин.
  • Фото ГТД (электронная копия на носителе).

Всю отчётность и первичные документы по прослеживаемым товарам нужно составлять и передавать строго в электронном виде.

Исключения:

  • продажа физическим лицам для собственных нужд, самозанятым;
  • импорт в ЕАЭС;
  • экспорт или реэкспорт.

Всегда ли обязательно заполнять ГТД и дополнительные документы?

Следует помнить, что грузовая таможенная декларации содержит как основные, так и добавочные листы. Обязательным приложением к ГТД является декларация таможенной стоимости (ДТС). Данный документ закрепляется за всеми товарами, которые облагаются НДС, акцизными платежами и таможенными пошлинами. Выше уже было указан момент, касающийся оформления ГТД на автомобиль. Но следует уточнить, нужно ли заполнять ДТС на транспортное средство, перевозимое через границу?
Ответ, конечно, будет положительным. Конечно, заполнять ДТС на автомобиль, которое ввозится на территорию Российской Федерации, нужно в обязательном порядке. Конечно, есть и свои исключения, касающиеся тех импортируемых транспортных средств, которые могут обойтись без заполнения на них декларации таможенной стоимости по определённым основаниям, установленным существующими законодательными актами.

Построчное заполнение декларации

Нижеуказанные пункты бланка заполняет декларант.

  • Ввоз/вывоз. Напротив выбранного пункта ставится пометка.
  • ТС. Последовательно заполняются все столбцы таблицы с указанием марки, модели, типа, номера и страны регистрации в соответствии с имеющимися регистрационными документами. Под идентификационным номером понимается VIN, но в этом качестве может использоваться также номер кузова.
  • Пункт 4 — полные сведения о лице, транспортирующем автомобиль. Для физлица ФИО и адрес регистрации, для юрлица – наименование и юр. адрес. В последнем случае указываются также данные экипажа, осуществляющего доставку.
  • Маршрут. Имеется в виду страна назначения.
  • Информация о «пассажирах», «припасах», «сведениях о товарах», «запчастях» заполняется при ее наличии. Нужно просто отметить, есть ли они.
  • Цель ввоза или вывоза. Формулировка берется из инструкции к декларации: для начала/завершения перевозок на таможенной территории или за ее пределами.
  • Доп. сведения и подпись.

Что это такое — ГТД (расшифровка)

ГТД – это грузовая таможенная декларация, обязательная к заполнению, если происходит перемещение товара между странами неважно в какую сторону (экспортные и импортные операции).

Таможенная декларация содержит основные данные о:

  • Стоимости товара, идентификационные данные;
  • Применяемом в этой операции транспорте;
  • Участниках мероприятия – отправителе и получателе груза.

Номер, присвоенный ГТД, подлежит обязательному переносу в графу 11 счета-фактуры. Причем обновление данного бланка, которой произошло с 01.10.2017 затронуло как раз данную графу 11 — поменялось ее наименование, добавлено вначале слово «регистрационный».

Значение ГТД невозможно недооценить, так как она:

  • Предоставляет возможность выполнить проверку груза по факту таможенными сотрудниками;
  • На ее основании осуществляется пропуск через границу;
  • Она дает возможность оценить факт правильного исполнения таможенного законодательства;
  • Является подтверждением действий со стороны участников в рамках закона;
  • Является источником показателей для внесения их в счет-фактуру и начисления в дальнейшем НДС.

Так как данная грузовая таможенная декларация обеспечивает узаконивание перевоза товаров, его формирование важно:

  • При ввозе/вывозе налогооблагаемой продукции;
  • При ее передвижении с применением индивидуального экономического подхода;
  • Ввоз/вывоз активом на сумму свыше 100 евро.

Важно: формируется документ в течение 1 дня 2 недель после пребывания груза на таможню.

Если все вышеперечисленные товары не сопровождаются декларированием, то их импорт расценивается как контрабанда.

Форма ГТД составляется на 4-х идентичных листах, каждый из них используется:

  • Для хранения на таможне в архиве;
  • С целью подшивания в папку таможенной статистики;
  • Передачи лицу, декларирующему груз;
  • С целью сопровождения транспортной перевозки.

Таможенную декларацию на груз доступно сформировать любым удобным способом, но без ошибок и исправлений.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 января 2018 г. N 03-07-08/4259 Об указании в счете-фактуре страны происхождения и номера таможенной декларации при реализации приобретенных на территории РФ товаров, ранее ввезенных на территорию РФ

Вопрос: Организация закупает и впоследствии производит реализацию медицинских товаров (лекарственных средств) на территории РФ, которые согласно изменениям в Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 г. являются иностранными товарами (импортным товаром).

Ответ: В связи с письмом по вопросу указания в счете-фактуре страны происхождения и номера таможенной декларации при реализации приобретенных на территории Российской Федерации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Читайте также:  Как отключить интернет таттелеком

На основании пункта 5 статьи 169 Кодекса налогоплательщик, реализующий товары, страной происхождения которых не является территория Российской Федерации, несет ответственность только за соответствие сведений о стране происхождения товаров и номере таможенной декларации в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Таким образом, при реализации приобретенных на территории Российской Федерации товаров, ранее ввезенных на территорию Российской Федерации, в графах 10 «Страна происхождения» и 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» следует указывать данные, содержащиеся в счете-фактуре, выставленной продавцом этих товаров.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

В последние дни весенней сессии 2016 г. законодатели приняли поправки, которые дают возможность всем желающим бесплатно получить от таможни информацию о факте ввоза определенного товара по конкретной таможенной декларации. Для этого нужно будет направить таможне в бумажной форме или через Интернет запрос с указанием регистрационного номера таможенной декларации, страны происхождения товаров, их количества и номера декларируемого товара. На бумажный запрос ответ должен будет прийти не более чем через 10 дней, а на интернет-запросы таможня будет отвечать уже на следующий рабочий день . Осталось дождаться, когда будет утверждена форма обращения в таможню, а также определена технология представления информации через Интернет .

В случае необходимости это позволит перепродавцам импортных товаров проявить должную «заботу и осмотрительность». Но подчеркнем еще раз, обязанность по проверке достоверности номеров таможенных деклараций в счетах-фактурах законодательно не установлена.

Как легально оформить автомобиль-конструктор?

И все же оформить конструктор в России по закону вполне возможно.

Для этого нам нужны кузов или старый автомобиль, зарегистрированный в России (той же марки, серии и года выпуска, что и привезенный конструктор) и сам конструктор с оформленными на него документами с таможни.

Если кузова или авто нет, то его можно купить. Почему именно кузов? Потому что в ГИБДД при постановке на учет c ПТС сверяют VIN, а он выбивается на кузове. Все остальные детали – это запчасти.

Регистрация транспортного средства, изменение его регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов, производится с учетом требований пункта 4 настоящих Правил на основании заключенного в установленном порядке договора либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство и (или) раму, кузов (кабину) и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Как видим, номер двигателя при постановке на учет не играет никакой роли. Но он должен быть аналогичным по типу и модели, внесенным в ПТС. Требование инспекторов предъявить документы на двигатель в этом случае незаконны. Но если двигатель отличается по мощности, то процедура регистрации в этом случае проходит по другим правилам

Пункт 17: В случае замены двигателя транспортного средства на аналогичный по типу и модели, внесение сведений в банки данных о владельцах транспортных средств о его номере осуществляется регистрационным подразделением Госавтоинспекции при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра без представления документов, удостоверяющих право собственности на него.

Сама процедура регистрации при наличии всех документов проста, и её мы описали в специальной статье.

Как видим, легализовать машину, которую купили на авторынке за рубежом, довольно хлопотно. Если заниматься этим самостоятельно. Гораздо выгоднее заплатить деньги проверенным посредникам и спокойно ждать машину дома.

Что касается запчастей, то в последнее время запчасти на свои старые иномарки автолюбители могут купить в «авторазборах», владельцы которых заказывают детали у тех же посредников, но на других условиях.

Преимущества, недостатки и финансовая сторона вопроса

Распил и карпил, как варианты автомобиля-конструктора, начали набирать популярность после нововведений со стороны таможенной службы в 2008 году. Именно тогда была введена новая пошлина. Она подразумевала необходимость оплачивать сбор в размере около 5000 евро всего лишь за один ввозимый кузов.

Тем самым новые законодательные нормы привели к тому, что ввоз по частям оказался финансово более выгодным в сравнении с ввозом собранного автомобиля. При распиле таможенная пошлина может быть меньше примерно в 10 раз.

Но есть один нюанс. Ввозить такие машины по частям по факту можно лишь из Японии. Причину вы уже знаете. Это отсутствует номеров на кузове.

Если сравнивать по цене распил и карпил, то тут именно у второго варианта расценки значительно выше. Те, кто заинтересован в приобретении нового автомобиля, а не только деталей к имеющейся машине, должны выбирать вариант с оформлением распила.

Главным преимуществом использования конструкторов является финансовый аспект. Фактически это единственный плюс и основной повод, почему эта схема пользуется популярностью. При этом не лишним будет понять, во сколько именно может обойтись подобная манипуляция.

Читайте также:  Банковская гарантия — виды, стоимость, как получить

Здесь есть несколько основных моментов, касающихся ваших расходов:

  • Начальная стоимость автомобиля. Зависит от множества факторов, потому тут какие-то конкретные цифры приводить бессмысленно.
  • Услуги в Японии. Это аукционные сборы, перевозка машины в порт, оформление всех необходимых документов для экспорта. Это не менее 95 тысяч иен.
  • Утилизационный сбор. Его размер обычно указывается для каждого конкретного автомобиля в Японии, который продаётся на специальных аукционах. Это в среднем от 9 до 14 тысяч иен.
  • Распил, перевозка из Японии в Россию. Примерно 750 долларов просят за работу с легковыми автомобилями. Если это автобусы, рамные внедорожники и минивэны, тогда цены повышаются до 850-1000 долларов.
  • Таможенные пошлины. В зависимости от того, какой конкретно автомобиль ввозится в качестве конструктора, могут потребовать от 500 до 1500 долларов.
  • Сборка автомобиля. Помимо распила и разборки, потребуется всё заново собрать. Сюда же включены услуги вывоза авто из порта, проведение сварочных, покрасочных работ, заливка всех расходных жидкостей, установки фильтров и пр. Суммарно не менее 25-50 тысяч рублей.
  • Транспортировка машины из порта на тот же железнодорожный вокзал обойдётся в несколько тысяч рублей. Ещё сама доставка к клиенту.

Всё это говорит о том, что к начальной стоимости японского автомобиля, который покупатель может приобрести на аукционе, нужно добавить не менее 3-4 тысяч долларов на все сопутствующие расходы.

Если вы решите ввезти целый кузов, то ко всем рассмотренным расходам придётся добавить ещё не менее 3 тысяч евро.

По сути, речь идёт только об одном объективном преимуществе. Это огромная экономия на таможенных платежах.

  • Но не стоит забывать о существующих недостатках. В 2011 году была введена новая таможенная пошлина на ввоз отдельного автомобильного кузова. Её размер составил внушительные 5 тысяч евро. Тем самым таможенная служба поспособствовала тому, чтобы сделать ввоз конструкторов ещё менее выгодным мероприятием. Подобное решение связано с тем, что российское правительство не хочет допустить серьёзную конкуренцию со стороны иностранного автопрома на местном рынке. Это вроде и хорошо. Но только при условии, что качество и уровень исполнения российских машин будет соответствовать уровню ведущих мировых производителей. А это далеко не так.
  • Есть ещё один значимый минус. Он касается последующей сборки и разборки автомобиля. Если сделать это быстро и без соблюдения правил, технологии, качество, надёжность и безопасность транспортного средства существенно снизится. У многих конструкторов оказываются нерабочими всевозможные датчики, системы, контроллеры, компоненты приборной панели.
  • Следующий недостаток связан с необходимостью собирать и искать документы, которые будут соответствовать вашему автомобилю. Хотя такой минус решить можно, если запросить ввоз конструктора под заказ, всё равно это проблема во многих ситуациях.
  • Серьёзная опасность распила. В отличие от карпила или просто обычного конструктора, который разбирается по частям, распил именно режут на части, после чего сваривают обратно. Но качество сварки бывает крайне низким. Да, пошлины на распил заметно ниже классического конструктора, но и опасность таких автомобилей существенно выше.
  • Сложности с оформлением в ГИБДД.

Этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Как изменятся счета-фактуры с 1 октября 2020 г.

Корректировка правил составления счетов-фактур утверждена на законодательном уровне в Постановлении № 981 от 19.08.17 г. Основные нововведения связаны с заполнением отдельных строк и колонок. В частности, поменялось следующее:

  • Добавилась новая колонка 1а для первичных (1б – для корректировочных) счетов-фактур. Обозначает код вида товара. Заполняется только при вывозе товаров за пределы РФ в государство, которое является членом ЕАЭС. В противном случае проставляется прочерк.
  • Откорректирован порядок внесения данных об адресе в стр. 2а, 6а – в зависимости от того, кто именно выставляет документ и кому.
  • Изменено наименование колонки 11, где находится регистрационный номер таможенной декларации – этот показатель заполняется только в отношении тех товаров, которые произведены за рубежом или предназначены для внутреннего потребления в ОЭЗ Калининградской обл.
  • Расширен порядок составления документа в отдельных ситуациях – к примеру, застройщиками, экспедиторами, заказчиками и т.д.

Как становится понятно из анализа нововведений, колонка 11 никуда не исчезла, но сменила название. В чем же заключается отличие номера таможенной декларации от регистрационного номера? Или это идентичные понятия? Давайте разбираться в нюансах.

Структура и правила применения

Обновленный шифр представляет собой 21 символ. По сути, код состоит из трех групп цифр:

  • первая группа — это 8 цифр, обозначающие код органа таможни, в котором была зарегистрирована декларационная документация;
  • вторая группа — это 6 цифр, которые раскрывают информацию о дате регистрации отчета в отделении таможни;
  • третья — это последние 7 чисел, указывающие порядковую нумерацию декларационного отчета.

Внешне шифр выглядит следующим образом:

Первая группа Вторая группа Третья группа
ХХХХХХХХ/ ХХХХХХ/ ХХХХХХХ

Обратите внимание, что регистрационный номер таможенной декларации в книге продаж, покупок или счете-фактуре обозначается по единым стандартам. То есть группы чисел, обозначающие конкретную информацию кода, разделяются дробью (косой чертой).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *