Статья 11.7 Земельного кодекса. Перераспределение земельных участков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 11.7 Земельного кодекса. Перераспределение земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов
Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?
Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.
Прирезать до максимума
Для подобных случаев в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) добавлена новая глава 5.4 «Перераспределение земель и (или) земельных участков». Право «прирезать» землю предоставлено всем гражданам РФ – владельцам участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ЗК РФ, ст. 39.28, п. 1, п/п 3).
Основных ограничений три. Во-первых, площадь земельного участка, который образуется после «прирезки», не должна превышать максимальный предел, установленный для данной территории и данного вида разрешённого использования земли. Такие нормативы содержатся в правилах землепользования и застройки для территории, в пределы которой попадает «перераспределяемый» участок. Их утверждают своим решением местные или муниципальные депутаты.
Если же такие правила утверждены не будут, предельные размеры земельных участков в конкретном муниципальном образовании прописаны в решениях местных депутатов. А если и такого решения нет (что едва ли возможно) – в региональном законе «О предельных размерах земельных участков».
Во-вторых, образованный земельный участок не должен выходить за границы населённых пунктов или муниципальных образований (ЗК РФ, ст. 11.9, п. 3).
И в-третьих, ничего «прирезать» к участку невозможно, до тех пор пока его собственные границы не будут точно определены и внесены в кадастр (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 9, п/п 10).
Формально местные власти могут отказать в «прирезке», однако перечень оснований для этого исчерпывающий и весьма ограничен (см. ЗК РФ, ст. 39.29, п. 8). Во всяком случае, отсутствие информации в кадастре о муниципальной земле, из которой планируется «вырезать» кусок, таким основанием не является (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 12).
Скорее всего, на практике причиной для отказа может быть только то, что ранее подобные документы подаст более расторопный сосед.
По закону, на рассмотрение заявлений о «прирезке» местным властям даётся 30 дней. Если «прирезку» утвердят, владелец новообразованного участка будет обязан самостоятельно поставить его на государственный кадастровый учёт, и в том числе оплатить необходимые работы (ЗК РФ, ст. 39.29, п. 14).
В данной редакции Земельный кодекс РФ вступит в силу с 1 января будущего года. Ожидается, что все необходимые решения и подзаконные акты на федеральном, региональном и местном уровне к этому времени уже примут.
Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?
Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.
Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.
Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.
Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.
Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.
Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.
Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.
Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?
- Провести прирезку земли площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ.
- Прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.
Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:
- границы участка не должны пересекать границы муниципального образования, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
- новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
- прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.
Перераспределение земли, принадлежащей частникам
Если земельные участки, которые будут участвовать в процедуре, принадлежат частникам (физическим и/или юридическим лицам), то действовать нужно следующим образом:
Этапы |
Находим владельца зу. |
Обговариваем с собственником смежного надела условия перераспределения. |
Заключаем соглашение. |
Организуем проведение кадастровых работ. |
Регистрируем новые наделы, образованные в результате процедуры. |
Максимальный предельный размер
Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.
Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.
Смотрите видео: Новый закон о садоводстве и огородничестве
По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.
При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.
Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.
Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.
Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.
В Московской области последний такой регламент был принят в 2003 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 4000 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.
Особенности образования земельных участков путём перераспределения
Образование земельных участков путем перераспределения, как показывает практика, наиболее часто бывает востребовано в случаях, когда у владельца земельного участка имеется желание «прирезать» к своей земле часть иного земельного участка, находящегося в собственности иного владельца, например у государства или муниципалитета. Хотя это далеко не единственный случай.
Его применяют, когда требуется узаконить самозахват земли, а также часто используют как один из методов урегулировать конфликты между соседями и найти оптимальное решение земельных споров. Но, в любом случае суть перераспределения остается одинаковой — это образование из первоначальных смежных участков несколько других смежных земельных участков путем их разделения или объединения.
Однако само понятие «перераспределение земельных участков» не просто словообразовательная форма, обобщающая такие действия как «объединение земельных участков» или «раздел земельного участка». И в этом заключается основная особенность образования земельных участков путем перераспределения.
Порядок перераспределения
Данная процедура проходит в несколько этапов в соответствии с законодательными актами:
- Составление соглашения в письменном виде между собственниками смежных участков.
- Заполнение заявления и подготовка необходимого пакета документов.
- Предоставление заявления в ЕГРН, а также в организацию, которая проводит межевание земли.
- Получение постановления в местных органах власти о разрешении провести перераспределение земли.
- Проведение межевания (геосъемка, межевой план, оформление межевого дела согласно схеме кадастра).
- Формирование протокола об образовании дополнительных участков земли, а также оформление соответствующего паспорта.
- Получение выписки из государственных органов, которая подтверждает право собственности на образовавшийся надел.
Весь процесс по перераспределению земель на практике занимает не более двух месяцев.
Когда нужно проводить перераспределение земельных участков
Необходимость перераспределения земель возникает при некоторых обстоятельствах:
- При проведении коммуникационных систем по территории прилегающего владения;
- Чтобы соблюсти между границами и возведенным на территории участка сооружением минимальное расстояние, закрепленное в законодательстве;
- В случае, если в ходе судебного разбирательства было принято решение о перенесении граничных точек;
- Если нужно произвести разделение территории между несколькими владельцами;
- Для увеличения размеров землевладения за счет площади соседнего;
- Чтобы избавиться от чересполосицы или исправить геометрически неправильные границы;
- При планировании возведения здания на границе землевладений.
В случае, когда необходимые коммуникации, такие как водопровод или линии электропередач нужно вести через территорию прилегающего землевладения, лучше всего воспользоваться правом на перераспределение и произвести выкуп необходимой для проведения работ части земель у собственника участка, находящегося по-соседству.
Заявление о перераспределении земельных участков
Ходатайство является документом, который выступает основой проведения запланированной процедуры. Оно заполняется по соответствующему образцу, который можно получить в органах власти.
Заявление содержит в себе следующую информацию:
- Название органа власти, уполномоченного принимать решения по данным вопросам, куда подается прошение и прилагаемые к нему бумаги;
- Информация о гражданине, подавшем запрос, и об основаниях, которые дают ему право принимать решения по поводу проведения запланированного мероприятие – о праве собственности;
- Сведения о землевладении, участвующем в перераспределении;
- Основания, по которым возникла необходимость в проведении перераспределения. При необходимости нужно также предоставить расшифровку причин;
- Перечень бумаг, подаваемых вместе с прошением (документы кадастрового учета, свидетельства, на основании которых владелец обладает правом собственности, бумаги, которые помогут удостовериться в необходимости проведения подобной процедуры);
- Подпись лица, оставившего ходатайство и дата его написания. Если подача документа производится доверенным лицом владельца, то он обязан предоставить данные документа, подтверждающий его полномочия в решении подобных вопросов, которыми наделил его собственник.
Перераспределение земельных участков: определение, особенности
Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.
Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.
В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.
Перераспределение как способ образования земельных участков
Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).
Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.
Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.
Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:
- инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
- разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
- регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.
Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.