О государственном надзоре и ином контроле в сфере охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О государственном надзоре и ином контроле в сфере охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Виды контроля соблюдения требований охраны труда

В нашей стране существуют 3 вида контроля охраны труда:

  1. Государственный. Ведется госорганами и профильными инспекциями на федеральном и местном уровнях. Осуществляется с помощью проведения обследований, проверок, по итогам которых выдаются обязательные к исполнению предписания по устранению нарушений в области охраны труда и привлечению к ответственности виновных. Осуществление государственного контроля возложено на Федеральную инспекцию труда. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют надзор за выполнением правил безопасности при ведении работ различных видов наряду с Федеральной инспекцией труда. К числу таких органов относятся Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и защиты человека. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления отвечают за внутриведомственный государственный контроль исполнения трудового законодательства. Общий надзорный государственный орган — Прокуратура РФ. Органы государственного контроля проводят плановые и внеплановые проверки. Плановые проходят 1 раз в 3 года, внеплановые могут быть вызваны:
  • жалобой на нарушение охраны труда;
  • окончанием срока, который был дан на устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • несчастным случаем на производстве;
  • запросом работника на проведение проверки его рабочего места на соответствие условиям безопасности труда.

Потребовать провести проверку может вышестоящая организация — Министерство. Правительство РФ, Прокуратура.

  1. Ведомственный. Это надзор вышестоящих организаций по отношению к подчиненным предприятиям. Осуществляется министерствами, департаментами и т. д. Проверяется выполнение требований безопасности труда, гигиены труда. Цели проверок в подведомственных организациях — выявление нарушений в области ОТ; предупреждение нарушения прав сотрудников подчиненных организаций, их законных интересов; принятие мер по восстановлению прав работников, если они были нарушены; привлечение должностных лиц, которые виновны в нарушениях законодательства об охране труда, к ответственности; надзор за мероприятиями по предотвращению травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
  2. Общественный. Согласно ТК РФ, одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда — содействие общественному контролю за соблюдением прав работников, их законных интересов. Общественный контроль осуществляется профсоюзами и другими представительными органами, которые уполномочил коллектив. Чтобы работники и работодатели смогли совместно действовать и обеспечить соблюдение требований охраны труда на предприятии создаются комиссии или комитеты по охране труда, являющиеся частью системы управления охраной труда на предприятии.

Виды контроля являются частью системы контроля требований ОТ. Однако различают еще и ступени контроля.

Одна из важнейших частей системы по охране труда — трехступенчатый контроль. При большой численности сотрудников один специалист по охране труда, а иногда даже соответствующий отдел могут не справиться. Поэтому контроль за соблюдением норм ОТ на предприятиях ведется постоянно руководителями разных уровней:

  • первая ступень — ведут непосредственные руководители работ: технологи, мастера, механики, на своих объектах. Проводится ежедневно;
  • вторая ступень — еженедельный контроль, который проводят начальники участков, стройплощадок, цехов;
  • ежемесячно контроль ведут руководители, главные специалисты или лица, которые их замещают.

При проведении проверок руководители работ проверяют рабочее место, освещенность, вентиляцию, оборудование, инструменты, сигнализацию, наличие у работников СИЗ и т. д. Результаты проверок записываются в журнал 3-ступенчатого контроля.

Во время проверок специалистами второй ступени проверяются помещения и рабочие места в них в целом,у работников могут быть выборочно проверены знания по ОТ, проверяется, как устранены недостатки, которые выявила прошлая проверка, и т. д. Потом делается запись в журнале 3-ступенчатого контроля и вырабатываются пути устранения выявленных при проверке недочетов и недостатков.

Проверки третьей ступени проводят главный инженер и комиссия, которую он возглавляет. Проверяют:

  • в каком состоянии находятся рабочие места и помещения в целом;
  • состояние оборудования, которое непосредственно задействовано в производстве;
  • в рабочем ли состоянии находятся средства защиты, в том числе индивидуальные;
  • устранены ли недостатки, которые выявлены на 2 предыдущих ступенях, как идет процесс их ликвидации;
  • как выполняются решения, приказы руководства, профсоюзных органов по охране труда.

Крупные предприятия проверяются по графику. Каждое подразделение должно быть проверено не менее 4 раз за год, неблагополучные с точки зрения охраны труда — не менее 6 раз за год. Итоги работы инженера и возглавляемой им комиссии также записываются в журнал 3-ступенчатого контроля, обсуждаются решения комиссии, а также пути повышения уровня безопасности проводимых работ. Совещание комиссии оформляется протоколом.

Состав комиссии по ОТ: главный инженер и другие главные специалисты – главный технолог, главный механик, представитель профкома предприятия, специалист по ОТ, медицинский работник, пожарный.

Система контроля состояния охраны труда работает только в том случае, если все ступени четко выполняют свои функции.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Важно

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Читайте также:  Необлагаемую налогом сумму материальной помощи увеличат

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.

  • Должностные лица органов государственного
    контроля и надзора несут ответственность
    за выполнение возлагаемых на них
    обязанностей в соответствии с
    законодательством РФ.
  • Общественный
    контроль за охраной труда
  • Общественный контроль за соблюдением
    законных прав и интересов работников
    в области охраны труда осуществляется
    профессиональные союзы в лице их
    соответствующих органов и иные
    уполномоченные работниками представительные
    органы, которые могут создавать в этих
    целях собственные инспекции.
  • Уполномоченные
    (доверенные) лица по охраны труда
    профессиональных союзов или трудового
    коллектива действуют в соответствии с
    рекомендациями, разработанными
    государственным органом управления
    охраной труда.
  • Профессиональные
    союзы в лице их соответствующих органов
    и иные уполномоченные работниками
    представительные органы имеют право:
  1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;

  2. Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

  3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

  4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;

  5. Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;

  6. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

  7. Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

  8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  9. Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

  10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

  11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда

Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

  1. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.

    Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

    На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.

Административная
ответственность
выражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.

Важно

Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.

Уголовная
ответственность

должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.

В ст.

140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.

Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.

140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.

Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).

Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.

Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.

Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда

За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

Вопросы для
самопроверки

  1. Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.

  2. Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

  3. Какие документы относятся к локальным правовым актам?

  4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?

  5. Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?

  6. Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?

  7. К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?

  8. Как организовано управление безопасностью труда в РФ?

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Трехступенчатый контроль: зачем нужен и как его организовать

Обязан ли работодатель вводить ступенчатый контроль

Ступенчатый контроль за охраной труда представляет собой проверку соблюдения требований безопасности на рабочих местах представителями разных уровней управления организации.

Работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ; ст. 212 ТК).

В свою очередь СУОТ подразумевает контроль соблюдения требований охраны труда на нескольких уровнях управления. Более того, Типовое положение о СУОТ, которое утверждено в Минюсте, предполагает ступенчатый контроль (п. 55 Типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н, далее — Положение о СУОТ). Поэтому прямого требования вводить ступенчатый контроль для всех работодателей нет, но есть косвенные указания.

Ступенчатый контроль может стать надежной системой предупреждения производственного травматизма. Он позволит:

· оперативно выявлять и ликвидировать нарушения требований охраны труда;

· применять меры, которые позволят предупредить повторные нарушения;

· эффективно распределить обязанности по контролю за охраной труда;

· вовлекать в проведение контроля всех работников.

Сколько ступеней контроля выбрать

Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.

Двухступенчатый контроль.

Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.

Трехступенчатый контроль.

Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.

Четырехступенчатый контроль.

Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах (таблица).

Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.

Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

В соответствии со ст.

6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений относится принятие обязательных для применения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, устанавливающих в том числе принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.

Читайте также:  Оформление кредита под залог доли в квартире

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации осуществляется различными государственными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК). Следовательно, инспекция включает в себя собственно федеральную инспекцию, а также подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах Федерации. Руководит деятельностью федеральной инспекции труда главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда в субъектах Федерации назначаются на должность и освобождаются от нее главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

  • Действующее законодательство (ТК РФ, Положение о федеральной инспекции труда) закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:
  • — обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • — обеспечение соблюдения работодателями трудового законо-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в ст. 356 ТК РФ.

  1. В системе федеральной инспекции труда существует внутреннее и организационное разделение на две подсистемы:
  2. одна – правовая, ведающая надзором и контролем за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде, за исключением вопросов, связанных с охраной труда;
  3. другая – по охране труда.

Для осуществления вышеуказанных полномочий закон (ст.ст. 357, 358 ТК РФ) наделяет государственных инспекторов труда широким объемом прав.

  1. Беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, т. е. закон предусматривает возможность проведения проверок без предварительного уведомления. Особый порядок установлен для инспектирования организаций Вооруженных Сил РФ, органов пограничной службы, органов безопасности, органов внутренних дел, других правоохранительных органов, исправительных учреждений, организаций атомной и оборонной промышленности. Этот порядок предусматривает доступ только для инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
  2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
  3. Расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.
  4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
  5. Направлять в суды, при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
  6. Выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
  7. Запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
  8. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.
  9. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст.

363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ).

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ).

Наделяя государственных инспекторов труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость соблюдения ими определенных обязанностей.

  1. Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц.
  2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.
  3. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Решения и действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст.ст. 366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными государственными органами.

Реферат: Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда

Введение

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг — Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков — Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом — Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию.

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона.

  • Цель курсовой работы- рассмотреть работу государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
  • Постановка данной цели требует реализации ряда задач:
  • — дать определение федеральной службе по труду и занятости;
  • — рассмотреть полномочия трудовой инспекции;
  • — рассмотреть механизм осуществления проверок и составления актов трудовой инспекции;
  • — рассмотреть виды ответственности за нарушения трудового законодательства;
  • — рассмотреть новую концепцию главы 57 ТК РФ.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре части, раскрывающие всю деятельность государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, вторая включает в себя новую концепцию главы 57 Трудового кодекса Российской Федерации.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как Трудовой кодекс Российской Федерации, работы М. С. Петрова, Г. Ю. Касьяновой, О. С. Ефремова и многих других.

  1. 1.Государственный надзор и контроль
  2. Федеральная служба по труду и занятости
  3. В соответствии со статьями 353, 354, 356 ТК РФ, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов.

Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд), находящаяся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции, осуществляющие непосредственное взаимодействие с организациями работодателями.

Роструд руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, законами, актами Президента РФ, и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, которому Роструд подчинен, Положением «О Федеральной службе по труду и занятости», утвержденным Постановлением Правительства РФ, от 30.06.04 № 324, и другими нормами законодательства.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Срок проверки: изменился или нет

Хотим сразу успокоить наших читателей: сроки проведения проверки не изменились. Как и ранее, в силу п. 12 Положения № 875 срок проведения каждой из проверок (плановой и внеплановой) не может превышать 20 рабочих дней. В некоторых случаях срок проведения проверки может быть сокращен в соответствии с п. 1.1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

В отношении работодателей – субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или госинспекции, но не более чем на 20 рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий – не более чем на 15 часов.

О предстоящей проверке учреждение уведомляется контрольным органом:

  • в случае проведения плановой проверки – не позднее чем за три рабочих дня до ее начала (п. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ);
  • в случае проведения внеплановой выездной проверки – не менее чем за 24 часа до ее начала (п. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественный контроль за охраной труда

Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.

***

Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).

Общественный контроль осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • иными представительными органами (представителями).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Права членов комитета (комиссии) по охране труда:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
  • и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.

Слайд 2

Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах. Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда. Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры. Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *