Условие в договоре морской перевозки. Кроссворд 6 букв

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условие в договоре морской перевозки. Кроссворд 6 букв». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19

— принят к вычету НДС.

Образец договора перевозки груза

Договор не унифицирован, а потому составляется в произвольной форме. Однако в нём обязательно указываются такие важные условия как физические параметры груза, сопроводительная документация, стоимость услуги и порядок расчётов, маршрут транспортировки, требования к транспортному средству, правила загрузки и выгрузки, условия хранения, сроки, механизм признания груза утерянным.

Для чего нужно юридически оформлять отношения?

Не у каждой организации есть транспорт, чтобы доставить товар в пункты его реализации. Содержать собственный транспорт довольно дорого, и порой выгоднее обратиться за услугами в транспортные компании. Для этих целей изначально оформляется специальная заявка на перевозку.

Подобный первичный документ позволяет решить все возникающие вопросы перед заключением официального договора между нанимателем и перевозчиком.

Договор защищает права нанимателя и гарантирует, что товар доставят вовремя, в полной сохранности до пункта назначения. Разумеется, в нем учитываются и интересы грузоперевозчика. Благодаря введению новых правил и требований в закон о транспортных перевозках, усилился контроль качества подобных услуг, что позволило приблизить их к международным стандартам.

Существенные условия договора перевозки груза

Существенные условия договора перевозки груза:

  • Официальное наименование обеих организаций, заключающих договор о перевозке.
  • Реквизиты лиц ответственных за фирму, перечисление документов, уполномочивающих конкретное лицо на заключение подобного договора.
  • Следующим пунктом является предмет договора, в этом случае транспортировка.
  • Ответственность и обязательства обеих сторон. Компания отвечает за то, что груз перевезен в целости и сохранности в оговоренные контрактом сроки. А фирма-наниматель обязуется оплатить стоимость перевозки, прописанную в договоре.

Также подробно описываются следующие понятия:

  • Точное число и время погрузки товара, подпись сторон, что груз погружен в срок.
  • Адрес, где осуществляется погрузка, название организации и конкретных лиц, ответственных за своевременное размещение груза.
  • Адрес, где производится разгрузка товара, с точным названием и фамилиями уполномоченных лиц.
  • Маршрут транспортировки, оговоренный при заключении соглашения.
  • Полное описание товара с указанием всех форм и характеристик: вес, количество, форма упаковки и прочее.
  • Характеристика транспортного средства, при помощи которого осуществляется доставка груза.
  • Указывается полная стоимость услуги по завершении доставки.
  • Описаны все условия оплаты после доставки: наличными или банковским переводом, также вариант рассрочки оплаты, если таковой рассматривался.
  • Конкретные сроки доставки.
  • Полное описание предоставляемого транспорта для транспортировки груза, в том числе и указание данных водителя со всей необходимой документацией.
  • Дополнительные условия на перевозку автомобильным транспортом, конкретизирующие определенные условия из договора.

Договор о транспортировке товара объединяет в себе типовой вариант с конкретным уточнением характерным для данного вида деятельности. Стоит обратить внимание, что для некоторых транспортных средств, участвующих в перевозке грузов, предусмотрены особые правила и регламент, поэтому необходимо учитывать это при заключении договора.

Перевозчик — эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иное пра¬во на воздушное судно и использующее его для полетов. Он должен обладать особым сертификатом для совершения полетов.

Воздушный кодекс РФ (ВК РФ) разграничивает внутреннюю воздушную перевозку, когда все пункты посадок расположены на территории России, и международную воздушную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Также выде-ляют: местные, прямые и транзитные воздушные перевозки.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется договор воздушного чартера. Сущ¬ность такого договора заключается в предоставлении фрахтовщиком фрахтователю одного или не скольких воздушных судов (их частей) для воздуш¬ной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. Природа такого договора аналогична морскому чартеру. Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сто¬рон. Она взимается за расстояние по кратчайшему маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Читайте также:  Исковое заявление об определении порядка общения с ребенком отцу в 2023 году

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Претензии и срок исковой давности

Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.

Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.

Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.

Общая характеристика транспортных договоров

Важнейшую юридическую особенность отношений по пере­возкам пассажиров, грузов и багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним договором, а системой договорных обяза­тельств. Так, обязательственные отношения между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки конкретного груза. Они возникают уже на стадии подачи транспортных средств под погруз­ку и предъявления груза к перевозке. Основанием их возникновения яв­ляются:

  • при систематических перевозках и долгосрочных отношениях сторон — договоры об организации перевозок;
  • в иных случаях — догово­ры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя.

Документы оформления сделок

Помимо предмета рассматриваемые сделки различаются перечнем сопутствующих документов:

  1. В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, как уже говорилось выше, договор перевозки в письменной форме может не оформляться. Его заключение подтверждается выдачей отправителю транспортной накладной или иными документами. Согласно транспортным кодексам и уставам, перевозку могут сопровождать следующие бумаги:
    • транспортная накладная (п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ);
    • транспортная накладная и квитанция о приеме груза (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ);
    • грузовая накладная (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
    • транспортная накладная, дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
    • договор перевозки груза и чартер, коносамент (ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ);
  2. К основному же договору на экспедиторские услуги, в соответствии с п. 5 Правил, оформляются бумаги, имеющие установленную приказом № 23 форму:
    • поручение экспедитору, которое содержит перечень и условия предоставляемых услуг;
    • экспедиторская расписка, подтверждающая передачу груза экспедитору;
    • складская расписка (выписывается, если от клиента принимается товар на хранение).

Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.

В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).

Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.

Читайте также:  Глава 1 Права, обязанности и ответственность военнослужащих

Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.

Суд констатировал, что ответчик обязан был доставить вверенный ему отправителем груз и выдать его истцу, однако свои обязательства по договору не выполнил.

Суд пришел к выводу о несостоятельности доводов ответчика о непринятии груза в свое ведение, в том числе об отсутствии личного транспорта для организации спорной перевозки, поскольку ответчик перепоручил иностранному перевозчику «Н» доставить груз истцу, заключив с ним договор и оформив транспортный заказ на перевозку груза, тем самым приняв на себя ответственность за ущерб, причиненный истцу.

В решении суд сослался на положения Конвенции, согласно ст. 9 которой накладная, поскольку не доказано противного, служит доказательством соблюдения условий договора и удостоверением принятия груза транспортером.

Справочно.

Согласно ст. 17 Конвенции транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
В соответствии со ст. 23 Конвенции транспортер обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза.

Суд констатировал, что отсутствие в CMR каких-либо оговорок свидетельствует о том, что груз был принят к перевозке. Кроме того, в соответствии с условиями договора ответчик обязался отвечать за действия привлеченных им третьих лиц как за свои собственные.

В этой связи доводы ответчика о том, что заключенный с истцом договор является договором транспортной экспедиции и ответчик не принимал груз в свое ведение, не освобождают его от обязанности нести ответственность в рамках согласованных обязанностей по обеспечению надлежащего исполнения обязательств по сделке, одобренной обеими сторонами, в отношении действий привлеченных третьих лиц.

Также суд дал оценку исследованной при рассмотрении дела переписке между истцом и ответчиком (сообщения посредством электронной почты, Viber, Skype), из которой следовало, что ответчик принял обязательства по заявке истца на перевозку груза, а также при исполнении договора признавал наличие договорных отношений с иностранным перевозчиком «Н».

Кроме того, факт направления ответчиком ответа на претензию, содержащего описание обстоятельств утраты груза без указания на то, что заявленная истцом претензия ошибочна по причине отсутствия договорных отношений между ответчиком и иностранным перевозчиком «Н», также подтверждает заключение ответчиком договора с польским перевозчиком.

Суд указал, что довод ответчика о противоправных действиях иностранного перевозчика «Н» не освобождает его от ответственности перед истцом, так как при должной разумности и предусмотрительности перед заключением договора ответчик должен был проверить надежность иностранного перевозчика и только после этого поручать ему перевозку груза.

Суд отверг довод о том, что истец не является собственником утраченного груза, поскольку условием поставки товара является FCA (Инкотермс). Сама группа «F» Инкотермс предусматривает, что продавец доставляет товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. Продавец передает товар, прошедший таможенную очистку, перевозчику в обусловленном месте (право собственности переходит в момент сдачи товара перевозчику). Поставщик выполнил свою обязанность, осуществив загрузку товара и передав все документы водителю, названному ответчиком. С момента выполнения своей обязанности поставщиком право собственности на товар перешло к покупателю. При этом отсутствие штампа перевозчика на CMR-накладной не является доказательством того, что поставка на условиях FCA не была выполнена, так как согласно ст. 4 Конвенции неправильность накладной не влияет на существование и действительность договора перевозки.

Требования истца суд удовлетворил в полном объеме.

Договор перевозки, как правило, заключается между двумя участниками соглашения: перевозчиком, а также отправителем. Согласно условиям данного документа, первая сторона обязана принять от отправителя определенный груз, после чего, доставить его по обозначенному адресу и передать на руки получателю. Отправитель, в свою очередь, должен оплатить услуги перевозчика в соответствии с оговоренными тарифами. Подтверждением заключения договора является транспортная накладная, которая предоставляется второй стороне сделки.

Следует отметить, что на сегодняшний день соглашение подобного рода может подразумевать множество направлений. Например, кроме перевозки различного рода объектов также существует услуга перевозки пассажиров и т.д. Если классифицировать все направления, то можно выделить ключевые категории: перевозка грузов (а также почтовой корреспонденции), пассажиров (а также их багажа) и договор фрахтования.

По сроку действия соглашения бывают длительными, а также разовыми. При этом отношения могут подчиняться территориальным признакам (в таком случае договоры подразделяются на международные и внутригосударственные). Кроме того, соглашения могут различаться по кол-ву транспортных организаций, которые принимают участие в перевозке.

Договор на транспортно-экспедиторские услуги

Многолетний опыт работы нашей компании в сфере транспортно-экспедиторских услуг позволяет нам предложить потенциальным клиентам (грузоотправителям) оптимальный вариант Договора на перевозку груза, многократно выверенный и согласованный с юридическими отделами многих крупных российских и зарубежных компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Данный Договор полностью соответствует требованиям российского транспортного и таможенного законодательства, всех международных Соглашений и Конвенций, чётко регламентирует взаимоотношения нашей компании, как перевозчика и экспедитора с клиентом (отправителем груза), связанные с организацией перевозок и экспедированием грузов в международном сообщении.

Используя нашу форму договора с приложениями, вы сэкономите время на подготовительном этапе, при оформлении Заявки на перевозку груза.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *