Резервы в налоговом учете в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резервы в налоговом учете в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ, далее — Закон № 401-ФЗ) с 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом. Однако, ни Налоговый кодекс, ни нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат четкого определения кредиторской задолженности. В бухгалтерском учете под кредиторской задолженностью понимается, по сути, любая начисленная задолженность перед кредитором, включая те обязательства, срок исполнения по которым еще не наступил (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99).
Формирование резервов с учетом встречной кредиторской задолженности
В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.
С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:
- 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Что такое резерв под обесценение запасов и зачем его создавать
Бухгалтерская отчётность должна быть достоверной. Исходя из этого, на каждую контрольную дату нужно заново оценивать все активы компании (пункт 28 ФСБУ 5/2019). Запасы — это часть активов. Их стоимость должна соответствовать текущим рыночным условиям. Для этого их оценивают. Когда есть разница (балансовая стоимость запасов не дотягивает до рыночной), считается что они потеряли ценность и их нужно дооценить, то есть создать резерв.
Чтобы понять, нужен ли будет резерв, берут два показателя:
- фактическую себестоимость запасов (ФС);
- чистую стоимость продаж (ЧСП). Считается как рыночная стоимость запасов минус затраты на продажу.
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы отразить достоверность данных о дебиторской задолженности перед компанией в бухгалтерской отчетности.
Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.
Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.
Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.
Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
- определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Используются следующие способы создания резерва:
- интервальный способ;
- экспертный способ;
- статистический способ.
Когда и кем создается резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете
Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.
Резервы по сомнительным долгам создаются в момент признания задолженности сомнительной.
В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.
Так же надо учесть, что в составе дебиторской задолженности могут учитываться:
Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).
Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).
Создание резерва по сомнительным долгам
Таким образом, необходимо в учетной политике по бухгалтерскому учету определить порядок создания резерва. (п. 7 ПБУ 1/2008).
Можно закрепить следующие способы:
1. Интервальный способ;
2. Экспертный способ;
3. Статистический способ.
1.Интервальный способ. Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете. Данный метод позволяет сблизить бухгалтерский и налоговый учет и определять размер отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки.
Поскольку за основу здесь берутся правила создания резерва как в налоговом учете, то удобнее воспользоваться следующим алгоритмом:
Срок неисполнения обязательств, дней
Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода).
Например.
По результатам инвентаризации задолженности покупателей на 31.12.2016 в ООО «Ромашка» выявлено следующее:
Покупатели
Срок оплаты
Сумма долга, руб.
Обязательные бухгалтерские резервы 2020–2021: классификация, виды, нормативные акты
Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:
Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:
С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».
Каждый из указанных видов резервов этой группы подчиняется своим законодательным требованиям:
Порядок работы с резервом под обесценение МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Резервы из 2-й и 3-й групп носят название оценочных обязательств и формируются исходя из требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).
В следующих разделах остановимся на нюансах формирования одного из обязательных бухгалтерских резервов — по оплате предстоящих отпусков.
Итак, резерв сформирован. Использовать его организация может лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Какие долги так называют? В п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными или нереальными ко взысканию признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности либо в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Срок исковой давности. В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности исчисляется тремя годами. Начинается он по окончании срока исполнения, указанного в договоре (п. 2 ст. 200 ГК РФ). Если из условий договора неясно, каков срок исполнения, то согласно ст. 314 ГК РФ обязательство должно быть погашено должником в разумный срок, а по его истечении — в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Следует помнить, что срок исковой давности может быть прерван, а затем начаться заново, если должник совершит действия, свидетельствующие о признании им долга. Это может быть полное или частичное признание претензии, уплата части долга, письмо с просьбой об отсрочке и т.п. Поэтому, прежде чем списывать безнадежную задолженность, бухгалтеру обязательно нужно проверить всю переписку с должником и убедиться, что оснований для прерывания срока исковой давности нет. Списание безнадежной задолженности по каждому основанию должно быть подкреплено письменным обоснованием и приказом руководителя.
Нереальный для взыскания долг. Нереальным для взыскания долгом признается дебиторская задолженность, получить которую невозможно вследствие неплатежеспособности должника. Документальным подтверждением этого факта являются: постановление об окончании исполнительного производства; постановление о возвращении исполнительного документа; акт о невозможности взыскания долга (ст. ст. 26, 27 Закона об исполнительном производстве и ст. 12 Закона о судебных приставах ).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах».
Вопрос: можно ли на основании акта судебного пристава (например, акта о прекращении конкретного производства в связи с отсутствием средств должника) признать суммы дебиторской задолженности в налоговом учете?
Акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
Основные отличия отпускного резерва в бухгалтерском и налоговом учете
Чтобы понять, чем отличается процесс формирования и использования отпускного резерва в налоговом и бухгалтерском учете нужно рассмотреть основные моменты:
Налоговый учет | Бухгалтерский учет |
Отпускной резерв компания создает в начале отчетного года. Цель его создания – для включения расходов на отпуска в состав расходов на оплату зарплаты | Процесс создания отпускного резерва отражается в отчетности в тот день, когда был издан соответствующий приказ по предприятию |
Процесс создания регламентируется Налоговым Кодексом РФ | Порядок создания отпускного резерва определяет компания |
Формирование отпускного резерва является правом юридического лица, являющегося плательщиком налога на прибыль | Формирование является обязательным для всех организаций, кроме тех, которые используют упрощенный налоговый режим |
Частые вопросы и ответы на них про отпускной резерв
Вопрос №1. Обязательно ли компании формировать отпускной резерв?
Несмотря на то, что в Федеральном законодательстве предусмотрен порядок формирования отпускных резервов, каждая организация должна самостоятельно решать для себя, будет ли она его создавать. Если компания планирует оптимизировать налоговую нагрузку, то ей просто необходим отпускной резерв.
Пример: В организации работает большое количество штатных сотрудников. Большинство из них планируют пойти в отпуск в летнее время года. В результате налоговая нагрузка компании в течение нескольких месяцев будет существенно увеличена. Решить эту проблему поможет отпускной резерв.
Вопрос №2. Предусмотрены ли штрафные санкции за нарушение учета расходов отпускного резерва?
Федеральным законодательством России предусмотрены финансовые взыскания за грубое нарушение учета расходов из отпускного резерва. Виновным грозит штраф, который может достигать 30 000 рублей. Также действия ответственных за процесс формирования и использования отпускного резерва лиц будут попадать под действие Административного Кодекса России.
Вопрос №3. Из каких источников должен формироваться отпускной резерв?
Каждый субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет, какого размера будет его отпускной резерв. В качестве источников его финансирования может рассматриваться фонд оплаты труда штатных сотрудников предприятия. Также формирование отпускного резерва может происходить за счет страховых взносов, которые организация делает во внебюджетные фонды при начислении и последующей выплаты заработной платы. Источником финансирования отпускного резерва могут стать и страховые взносы, начисляемые в фонд травматизма.
Вопрос №4. Как формируется резерв на оплату отпусков?
Бухгалтер компании, которая формирует отпускной резерв, должен использовать формулу, которая поможет рассчитать нужную величину. Отпускной резерв отчетного периода = средняя заработная плата за отчетный период (учитывается дневная зарплата) х количество неизрасходованных дней отпуска (определяются на конец отчетного периода).
Вопрос №5. Если на конец отчетного года в отпускном резерве остались неизрасходованные суммы, что с ними делать?
Каждая организация, использующая отпускной резерв, должна ежегодно делать его инвентаризацию. Если на конец отчетного года по результатам проведенной проверки будет выявлен остаток, то его в обязательном порядке нужно учесть в процессе формирования отпускного резерва на следующий отчетный год. В этом случае в новом резерве будет на 01 января перенесен остаток. Если компания израсходовала на покрытие ежегодных отпусков больше денег, чем было в соответствующем резерве, то все фактические издержки она будет покрывать за счет своих затратных счетов.
Каждый субъект предпринимательской деятельности, который планирует сформировать отпускной резерв, должен понимать, что отражение данной процедуры в бухгалтерском и в налоговом учете будет отличаться. Различия будут не только в процессе создания резерва, но и в его пополнении и последующем использовании, а также в отражении неиспользованных сумм. Несмотря на все различия, каждая компания все важные моменты, которые касаются отпускных резервов, должна своевременно отражать в учетной политике. В процессе использования средств из резерва должны учитываться соответствующие нормы закона, которые позволяют расходовать деньги только на покрытие отпусков и страховых взносов.
В с. 266 НК РФ закреплен следующий порядок формирования:
Срок |
Размер |
---|---|
Свыше 90 дней |
Полная сумма |
От 45 до 90 дней |
50% |
До 45 дней |
Не увеличивает сумму РСД |
Общие правила формирования
При создании сумм резервов в БУ и НУ есть как различия, так и сходства в основных аспектах и принципах. Эти принципы являются общими при процедуре создания резервных сумм. В обоих видах учета основные правила формирования следующие:
- формируются по итогам выявления долговых сумм при инвентаризации;
- предполагают самостоятельное определение частоты инвентаризации задолженности. Однако в налоговых правилах указывается цикличность, которая соответствует отчетному либо налоговому периоду;
- формируется с разделением долгов по аналитике;
- резерв может подвергаться одним и тем же операциям: изменение стоимости, восстановление (списание) сумм резервов, которые не были применены, списание в связи с резервом по долгам, которые были признаны безнадежными;
- при разработке, изменении и списании учитывается соответствие сумм данным финансового результата: на прочие результаты в БУ, на внереализационные – в НУ.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Ответственность за нарушение требований учета
Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).
Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.
При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.
Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.
Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.
Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.
Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.
Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике
Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:
- Периодичности анализа задолженности на предмет выявления СД. Она может быть ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной.
- Критериев, по которым задолженность будет оцениваться как сомнительная.
- Признаков, по которым контрагент будет признаваться неспособным к оплате задолженности.
- Критериев, определяющих вероятность погашения долга и позволяющих установить величину той суммы, которая не будет оплачена. Она может не совпадать с общей величиной имеющейся задолженности.
- Алгоритма расчета величины создаваемого резерва.
При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.